После вполне прогнозируемого снятия с дистанции Оксаны Томчук кандидатский ТОП-3 автоматически трансформировался в ТОП-2. Теперь только от технологов зависит, сможет ли Татьяна Рычкова опередить Загида Краснова на заключительном отрезке избирательной кампании. Вопреки многим пессимистическим прогнозам условно очерчиваемого «демократического лагеря» шансы на это достаточно велики. И вот почему.
За 10 дней до голосования, да еще и с окончательно понятным списком кандидатов, представленных в бюллетене, можно попытаться представить магистральный вариант развития событий вплоть до 17 июля. Выглядеть он может приблизительно так.
Если, о чем свидетельствует закрытая социология, Загид Краснов уже сегодня фактически достиг собственного возможного пика поддержки, то у Татьяны Рычковой этот ресурс не исчерпан. Несомненно, к ней перейдет львиная доля потенциальных голосов УКРОПа-Томчук. И, хотя банальное сложение прогнозируемых рейтингов едва ли выглядит корректным, подобное «перетекание» (даже с потерями в пользу миноритарных кандидатов) почти наверняка даст Рычковой значительный прирост поддержки.
Однако главный аспект произошедшего (и, что важнее – основная линия для Рычковой и ее команды) даже не в этом. Теперь у них есть возможность максимально поляризовать лидеров, вывести кампанию на уровень «политики новые – политики старые», «будущее – прошлое» или даже «добро и зло».
Даже несмотря на апатию днепропетровских избирателей (уже сейчас прогнозируется рекордно низкий уровень явки на участки для голосования) правильно поддерживаемое чувство опасности вполне способно повлиять на итоговый результат. Тем более, что выборы 2014 и 2015 гг. в Днепропетровске продемонстрировали это слишком явно.
Недавняя широкомасштабная бордовая поддержка местным лидером «Оппоблока» кандидатуры Краснова может сослужить ему плохую службу. Не вызывает сомнения, что сиюминутно она принесла Загиду Геннадиевичу довольно весомый бонус – консервативный электорат по-прежнему продолжает верить и поддерживать Партию регионов в лице их почти официальных политических правопреемников.
Однако в округе № 27, расположенном преимущественно в Соборном (Жовтневом) районе неприятие бело-голубых отчетливо проявлялось даже во времена их гегемонии, подкрепленной админресурсом. Такая же тенденция сохранилась и после Революции достоинства, о чем свидетельствует анализ результатов по мажоритарным округам в городской совет.
Поэтому столь явная поддержка со стороны Александра Вилкула именно в Соборном районе, несомненно, повлияет на рост антирейтинга Краснова. За Краснова-самовыдвиженца энное число до сих пор не определившихся вполне могли бы проголосовать. За Краснова, поддерживаемого Вилкулом, – едва ли. И это факт.
Более того – вступление в кампанию оппоблоковского нардепа, пусть и виртуальное, создает дополнительные возможности для технологических игр на протяжении предстоящей декады. При этом весь возможный (а вспомнить действительно есть что) негатив, связанный с экс-губернатором и бывшим вице-премьером правительства Азарова, автоматически станет увеличивать антирейтинг Краснова. Однако смогут ли оппоненты использовать такую возможность? Who knows...)
Все вышеизложенное, в общем-то, лежит на поверхности. Между тем, можно не сомневаться – в последние дни кампании днепропетровцев может ожидать еще несколько менее очевидных сюрпризов, способных повлиять на итоговые цифры в официальных протоколах ЦВК.
Поэтому вопрос о победителе, пожалуй, останется открытым до самого конца.
Как-то так, друзья мои...