Аэропорт — больная мозоль для Днепра. Из-за устаревшей инфраструктуры, уставшей взлетно-посадочной полосы и политики управляющей компании количество авиакомпаний, которые летают в Днепр и из него невелико, а цены на билеты очень высоки. В сентябре 2018 года горожане зарегистрировали петицию с просьбой профинансировать из государственного бюджета строительство новой взлетно-посадочной полосы. Петиция набрала 25 тысяч голосов, столько, сколько нужно для того, чтобы власти обратили на нее внимание. Но реакция на нее высших государственных чиновников удивляет.
Всем понятно, что на ремонт и модернизацию этого важнейшего инфраструктурного объекта нужны деньги. Владелец группы DCH Александр Ярославский, который к Евро-2012 уже построил в Харькове современный аэропорт в формате частно-государственного партнерства, заявил, что готов построить аэровокзальный комплекс при условии, что государство приведет в порядок взлетно-посадочную полосу (она используется не только для коммерческих полетов, но и для оборонных нужд). Ярославский готов построить и оборудовать новый аэровокзал в Днепре за 2,5 года, что обойдется DCH в 70 млн долларов. Казалось бы, отличный вариант! В конце 2018 года даже заговорили о выделении в государственном бюджете на 2019 год 1 млрд грн на эти цели.
Но потом сумма уменьшилась до 200 млн грн, а руководитель «Укрінфрапроект» Николай Божко заявил, что эти деньги пойдут на подготовительные работы по строительству аэропорта в районе с. Соленое в Днепропетровской области.
То есть государство хочет строить с нуля новый аэропорт в чистом поле, сжигая под него гектары плодородной пахотной земли и игнорируя желание жителей Днепра и предложения надежного инвестора вложить миллионы? В чем логика? В «Укрінфрапроекте» рассказывают про уникальную розу ветров, которой нет в Днепре, и про создание авиахаба между Днепропетровской и Запорожской областями, но звучит это не слишком убедительно.
Проблема в том, что вокруг имущества нынешнего аэропорта Днепра идет многолетний судебный процесс. В 2017 году Генпрокурор Юрий Луценко на своей странице в ФБ написал – акции днепровского аэропорта вернули государству. Дело в том, что еще 28 августа 2009 года Фонд госимущества Украины подписал договор купли-продажи 94,6% акций «Дніпроавіа» с компанией из орбиты группы «Приват» «Галтера». По условиям инвестиционного договора, «ГАЛТЕРА» должна была вложить в развитие международного аэропорта «Днепропетровск» 882,1 млн. грн. Кроме этого, компания должна была передать государству взлетно-посадочную полосу, радиомаячную систему и земельные участки. 20 августа 2015 года представители Фонда госимущества проверили условия выполнения договора и выяснили, что из 882,1 млн грн инвестиций компания вложила с учетом инфляции только чуть больше 142 млн грн. Недвижимость государству также не передали. Стороны пошли в суд. Дело прошло все инстанции и...вернулось снова в Хозяйственный суд Днепропетровской области. Обидная неудача произошла из-за… позиции Генпрокуратуры.
15 января Верховный Суд «обнулил» все предыдущие решения и направить дело на новое рассмотрение. Фонд госимущества и собственник аэропорта – компания «Галтера» были близки к заключению мирового соглашения, но в дело вмешалась Генпрокуратура. «В Хозяйственном процессуальном кодексе Украины предусмотрены нормы о мировом соглашении, однако сторонами не использовано такое право долгое время. Решение принято еще в июне 2018 года. «Галтера» имела возможность обратиться в Фонд госимущества и согласовать текст мирового соглашения. Поэтому просим оставить решение суда первой инстанции, а апелляцию отменить», — сказала на заседании суда 15 января представитель Генпрокуратуры.
Стороны все же пытались подать ходатайство про отложение рассмотрение дела для того, чтобы составить текст мирового соглашения. Оказывается, еще в начале декабря прошлого года Фонд обратился в суд и просил отложить рассмотрение дела на три месяца, чтобы рассмотреть предложение «Галтеры» о подписании мировой. Тогда им пошли навстречу и отложили заседание до 6 февраля, а за это время должно было пройти совместное совещание. Но 8 января 2019 года Генпрокуратура просила ускорить рассмотрение процесса, так как «разрешения спора …. имеет важное значение для государства, а именно для его транспортной системы». Учитывая, что в результате за полшага до поставленной точки дело пошло на новый круг рассмотрения, такая позиция подчиненных Юрия Луценко, мягко говоря, вызывает вопросы.
Возможно совпадение, но будучи 17 декабря прошлого года в Днепре с рабочим визитом Президент Украины Петр Порошенко заявил: «Я не исключаю, что в ближайшее время Верховный Суд может вынести решение по делу о возвращении государству аэропорта в Днепре. И это даст возможность вкладывать в него государственные инвестиции. Это справедливо». Это можно понимать так, что до отъема имущества у Коломойского (а «Галтеру» связывают с его бизнес-империей) государственных денег аэропорт Днепра не увидит.
Про скверные отношения двух олигархов, один из которых стал президентом, а второй помог ему отстоять страну в 2014 году на посту губернатора Днепропетровской области, известно давно. Порошенко отобрал у Коломойского созданный им с нуля ПриватБанк, а тот в своих интервью рассказывает, что очень не хочет, чтобы Петр Алексеевич переизбрался на второй президентский срок. И миллионный Днепр, которому отсутствие нормального аэропорта мешает развиваться и привлекать инвестиции, стал заложником этой вражды.
Если мы посмотрим, кто больше всех ратует за создание аэропорта в Соленом, мы увидим два имени: народный депутат от БПП Татьяна Рычкова и глава Днепропетровского облсовета (избранный от БПП) Глеб Пригунов. Позже к этой теме присоединился министр инфраструктуры Владимир Омелян.
В интервью телеканалу «Прямой» он заявил, что новый аэропорт с нуля будет строиться по инициативе главы государства, то есть Петра Порошенко. Важная особенность: все разговоры о строительстве аэропорта ведутся в виде брифингов и пресс-релизов. Любая попытка уточнить информацию натыкается на ответ, что вопрос нужно еще изучить.
Недавно в сеть выбросили даже красивые картинки с информацией о том, как будет выглядеть новый аэропорт. Но вот незадача, сделал это на своей личной странице архитектор Петр Декальчук. Какое отношение он имеет к проекту и кто ему его заказал — неясно.
В феврале 2019 года руководитель «Укрінфрапроект» Николай Божко заявил на брифинге, что в Соленом уже идут подготовительные работы по строительству аэропорта. В нынешнем году хотят начать земельные работы по подготовке к строительству взлетной полосы. Всего территория занимает 240 ГА.
То есть за государственные деньги (а никаких других в проекте не заявлялось) рисуют проекты и готовы начинать масштабные земельные работы? Это хорошо, но почему об этих планах нет никаких других документов, кроме невнятной строки в государственном бюджете (200 млн грн на аэропорт в Днепропетровской области). Если строительство вот-вот начнется, на сайте Министерства экологии должен появиться документ о намерениях и влиянии на окружающую среду (ОВД), на сайте Днепропетровского облсовета — проект решения о выделении земельного участка, а на Прозорро — тендер хотя бы на проектирование. Всего этого мы не нашли, хотя сильно искали. Учитывая, что каждая из этих процедур тянется несколько месяцев, перспектива материализации аэропорта среди подсолнечных полей в Солонянском районе сомнительна.
Этот вопрос мы задавали самым разным экспертам. Ответы смогли получить только на условиях анонимности. Обобщаем и делимся. Украина вступила в долгосрочный предвыборный марафон. Весной мы выбираем президента, осенью Верховную Раду, а в следующем году — местные органы власти. Всем участникам забега нужны победы. Желательно быстрые, масштабные и за бюджетные деньги.
Для Порошенко и политсилы, которую он поведет на выборы всех уровней, начать реконструкцию аэропорта Днепра в сотрудничестве с Ярославским, было бы имиджево очень полезно. Вопрос для горожан больной. И наблюдая за тем, как государство вкладывает миллиард в аэропорт Винницы и строит новые терминалы в Борисполе, жители Днепра переполняются гневом и завистью. Говорят, что премьер Тимошенко в 2010 году не стала президентом именно из-за того, что отказалась модернизировать аэропорт Днепра, из-за чего город потерял шанс принимать Евро-2012, а Юлия Владимировна — голоса земляков.
Но в силу личной антипатии Петра Алексеевича эта победа пока невозможна. Значит, нужно придумать другую, о которой можно будет радостно трубить на протяжение 2 предвыборных лет. Аэропорт в Соленом — идеальный объект для такого пиара. «Мы возводим первый в Украине современный аэропорт с нуля за все годы независимости Украины», - звучит очень хорошо.
А благодаря тому, что строить его будут на территории не города, а области, городской голова Борис Филатов, заявивший на днях, что собирается создать новый региональный политический проект, не сможет получать имиджевых бонусов на этом строительстве.
Напротив, лояльный к президенту глава облсовета Глеб Пригунов будет делать красивые фото на фоне строительства, а столь же лояльные народные депутаты от БПП Татьяна Рычкова и Андрей Павелко - рассказывать о своих невероятных усилиях по лоббированию этого важнейшего инфраструктурного проекта в Киеве.
Чиновникам минифраструктуры, со своей стороны, будет очень удобно осваивать бюджет без присмотра сурового партнера из бизнеса, который заинтересован в высоком качестве, а значит, минимальном распиле. В результате, все в выигрыше. Все, кроме жителей Днепра.
11 декабря Государственное агентство инфраструктурных проектов Украины подписало меморандум с компанией China Airport Construction Group Corporation.
Китайскую компанию планируют привлечь к строительству аэропорта в Днепре. Тендеры и прочие открытые процедуры? Нет, не слышали...
Тимофей Нагорняк