Порошенко потерял президентское кресло из-за того, что пиарился вместо реальных дел. Пойдет ли этот урок впрок Зеленскому? Лакмусовой бумажкой может стать аэропорт Днепра – проекта, который так громко обсуждали политики, но который до сих пор не сдвинулся с мертвой точки вопреки чаяниям громады региона.
Еще в конце прошлого Президент Украины Петр Порошенко заявил на встрече с Борисом Филатовым: «По моей просьбе в проект бюджета включена отдельная программа по строительству современного международного аэропорта в Днепропетровской области. Я твердо убежден, что это наша общая задача. В бюджете уже сейчас предусмотрено, и, я надеюсь, будет проголосована соответствующая сумма на проектирование, строительство. Если будет необходимость, я уверен, что правительство также прислушается к моим рекомендациям и будут выделены дополнительные средства из Государственного фонда регионального развития».
К сожалению, этого так и не произошло. В том числе и поэтому, видимо, уже в первом туре президентских выборов громада региона дала оценку президентским обещаниям Порошенко: за него проголосовали около 8,32 % избирателей, а за Владимира Зеленского 45,3 %. Во втором туре, как известно, пропорция была еще более выразительной: Петра Алексеевича поддержали 10,81 % жителей региона, а Зеленский получил триумфальные 87,25 % (!). Понятно, что такой высокий кредит доверия теперь надо оправдывать, но об этом дальше.
На правительственном уровне же много говорили о выделении из Государственного бюджета на 2019 год 1 млрд грн на реконструкцию взлетной полосы аэропорта Днепра. Потом сумма уменьшилась до 200 млн грн, а министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что эти деньги пойдут на подготовительные работы по строительству аэропорта в чистом поле в районе с. Соленое Днепропетровской области.
Уже после первого тура выборов, 9 апреля, премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что вопрос размещения аэропорта Днепра нужно решать на основе решения самих жителей города. Запамятовав, что свое мнение они высказали давно и очень ясно, собрав голоса под петициями на имя Президента Украины и горсовета о строительстве нового аэропорта на базе существующего.
В общем, никаких реальных действий за этими словами со стороны наделенных полномочиями и обладающих влиянием органов за несколько лет говорильни не последовало. Аэропорта как не было, так и нет. И все снова занялись политикой, поскольку впереди выборы в Верховную Раду, на которые пойдут и Порошенко, и Гройсман. И само собой облеченный беспрецедентным доверием земляков Зеленский - со своей политсилой «Слуга народа».
Апрельское заявление Владиимира Гройсмана о том, что аэропорт строить надо – уже было из разряда подготовки к выборам в Верховную Раду. Поскольку уже тогда было ясно, что шансы остаться на посту главы Кабмина при новом главе государства у него невелики. Но и парламентские перспективы уже почти экс-премьеру и политсилы, с которой он пойдет покорять ВРУ, тема аэропорта Днепра не улучшит. Поскольку лично он не сделал ничего, для того, чтобы у города снова появились полноценные воздушные ворота.
Если мы посмотрим, кто на местном уровне больше всех ратует за строительство с нуля аэропорта в Соленом, мы увидим два имени: народный депутат от БПП Татьяна Рычкова и глава Днепропетровского облсовета (избранный от БПП) Глеб Прыгунов. «Мы возводим первый в Украине современный аэропорт с нуля за все годы независимости Украины», — звучит очень красиво. Вот только никто при этом не напоминает, что в этом случае ждать придется 5 лет, и потратить 400 млн. дол. согласно выводам экспертов Airport Consulting Vienna. Вместо 2 лет и 200 млн. дол. в случае реконструкции существующего Международного аэропорта «Днепр»! А еще о том, что площадка в Соленом дорога «птенцам гнезда Порошенко» прежде всего своим областным статусом. Избранные под флагом Прыгунов, Татьяна Рычкова и активничающий в Днепре нардеп Андрей Павелко явно мечтают рассказывать о своих невероятных усилиях по лоббированию «соленовского гиперлупа» и записать себе в актив. Несмотря на то, что за время обсуждения проекта при Порошенко уже давно можно было действующий аэропорт привести в порядок. Было бы желание работать и принимать решения, а не строить потемкинские деревни.
Вот у кого есть возможность оправдать доверие избирателей Днепра и области – так это у Владимира Зеленского и его партии. Поскольку, где и как строить аэропорт вполне очевидно. Надо только начать.
Все достоинства и недостатки вариантов строительства аэропорта (с нуля или на базе существующего) поручили рассмотреть независимым экспертам из Airport Consulting Vienna.
По их мнению, у действующего аэропорта в Днепре есть все преимущества по сравнению с другими локациями. При расчетах эксперты учитывали возможность размещения инфраструктуры аэропорта, возможность обслуживания прогнозируемого пассажиропотока 4 млн пассажиров в год, размеры участка, подъезды к городу Днепр, метеоусловия и многое другое.
Тем более, что Александр Ярославский, владелец и президент DCH, вряд ли будет вкладывать обещанные $70 млн в строительство новых терминалов Международного аэропорта при экономически неразумной конфигурации проекта.
Поэтому выбор площадки для строительства очевиден. Стартовые условия понятны. Непонятные проволочки со стороны новой власти, обещавшей землякам горы свернуть.
Сегодня здравый смысл, желания жителей Днепра и рекомендации экспертов вступили в противоречие с политическими амбициями власть имущих. Ситуация патовая. Политика опять вышла на первый план в ущерб экономике. Никаких реальных действий, кроме разговоров и громких заявлений, не делается – все снова ушли на выборы.
Тем временем жители одного из крупнейших городов Украины вынуждены тратить на поездку в Турцию или Европу сутки, вместо нескольких часов. Все это тормозит и туризм, и инвестиции в регион. А еще вызывает разочарование: ждали перемен, а видим все то же самое.
Политическая воля президента Владимира Зеленского могла бы изменить ситуацию. Проявит ли он ее? Или грабли Порошенко окажутся ближе, даже несмотря на стремительно приближающееся 21 июля – весьма вероятную дату голосования на выборах во ВРУ
Тимофей Нагорняк