Аэропорт в Днепре или в Соленом: откуда летать лучше

Єгор Мороз

4 февраля, на круглом столе в Днепре представители политических партий Днепра поделились мнением о том, какой аэропорт сможет быстрее и качественнее осуществлять авиаперевозки пассажиров – в Днепре или планируемый правительством авиахаб в Соленом.

Аэропорт городу необходим, но вся инфраструктура в завале

По словам руководителя фракции Оппозиционный блок в горсовете Днепра Натальи Начарьян, международный аэропорт городу крайне необходим, поскольку Днепр — единственный крупный город Украины, не имеющий регулярного и стабильного авиасообщения внутри страны и с остальным миром.

«Все это так, да беда в том, что сегодня в полном упадке вся транспортная инфраструктура вокруг нашего города. Доехать отсюда до Киева, Одессы, Кривого Рога и даже Никополя на автомобиле — подвиг. Из-за состояния дорог время поездки на машине из Днепра до Киева или обратно достигает 9 часов. На поезде и то быстрее.

Отсутствие аэропорта не только отрицательно сказывается на развитии туризма в нашем регионе, но и на его инвестиционной привлекательности. Чтобы доехать сюда из Киева потенциальному иностранному инвестору, провести тут переговоры и вернуться обратно, допустим, в аэропорт Борисполя бизнесмену надо потратить от полутора до двух суток. Это — ненормально. И работающий аэропорт в Днепре смог бы снять такую проблему.

Но уже 2-3 года в СМИ и Интернете ведутся только разговоры представителями власти о том, что аэропорт в Днепре надо реконструировать или строить новый. Но пока далее таких разговоров дело не пошло. Уже и международные эксперты приглашались, проводили свои оценки стоимости и пассажиропотоков. Но в ноябре прошлого года Кабмином было принято решение о том, что предпочтительнее строить аэропорт в Соленом. Ладно, в Соленом. Но ведь и там пока, кроме разговоров и обещаний выделить деньги на изыскательские работы и проект, ничего не делается», - высказала свою точку зрения Наталья Начарьян.

Почему-то об аэропорте Днепра вспомнили накануне выборов

По мнению депутата Днепровского городского совета от фракции «Громадська сила» Екатерины Збарской, все разговоры о финансировании государством работ по реконструкции старого или строительстве нового аэропорта начались накануне года президентских и парламентских выборов не случайно.

«Почему об этом не говорили и ничего не делали год, два или три назад? Ответ очевиден: власти пытаются таким образом поднять свой упавший до «нуля» рейтинг и вернуть хоть какое-то доверие днепрян. Хотя мы помним, как один из нынешних кандидатов на высший пост в стране обещал весной 2014 года завершить войну на Донбассе за 2 недели, вернуть курс доллара к докризисной отметке, продать свой бизнес и так далее. Что из этого было реально выполнено, мы все прекрасно знаем.

Теперь о выделяемой сумме на разработку проекта аэропорта в Соленом в 200 млн грн. Это — меньше, чем стоит реконструкция Нового моста в Днепре и набережной вдоль жилмассива Победа. Реально этого хватит на то, чтобы провести какие-то изыскательские работы и, грубо говоря, покосить на том участке траву и бурьяны. Но весь фокус в том, что даже эти деньги еще реально не выделены, а возможный участок под строительство аэропорта в Соленом также еще документально не выделен. Будет выделен или нет — непонятно.

Ну, какой аэропорт в Соленом, какой проект «Гиперлуп», если даже скоростной экспресс от Центрального вокзала Киева до аэропорта «Борисполь» за месяц эксплуатации ломался уже трижды. 

Что мешает Днепру начать реконструкцию имеющегося аэропорта, если в Запорожье она идет полным ходом, и к середине этого лета там аэропорт будет полностью готов? Только политическая воля нынешних властей. Больше ничего!», - сказала Екатерина Збарская.

Строительство аэропорта в Соленом — нонсенс

По словам главы фракции «Объединение «Самопомощь» в городском совета Днепра Юрия Акуленко, строительство аэропорта там, где по воздуху до Запорожья — 40 км, до Кривого Рога — чуть больше, а до Днепра — даже меньше, нонсенс.

«Смотрите сами: дорога на автомобиле от Подстанции до аэропорта Днепра занимает 7 минут, до Соленого — 45 минут, до аэропорта Запорожье — чуть больше часа. Дальше: чтобы Днепр смог принимать крупнотоннажные пассажирские авиалайнеры надо иметь взлетно-посадочную полосу (ВПП) 3,5-3,8 км. У нас имеется 2,7 км ВПП, но есть возможность ее продлить до нужной длины, хотя надо будет убирать небольшой имеющийся у нее уклон. Придется коренным образом модернизировать инфраструктуру — топливные танки, навигационное оборудование, башню управления полетами и так далее. Но все это решаемо, нужна лишь политическая воля руководства страны.

Теперь о ценах. В Польше строится крупнейший в Европе авиахаб на 100 миллионов пассажиров в год. Он будет сдан в эксплуатацию в 2027 году, и его общая стоимость составит 8,5 миллиарда евро. Турки имеют опыт строительства аэропортов в Средней Азии и запустили в прошлом году крупнейший авиахаб в Азии — аэропорт «Ататюрк» под Стамбулом, который осуществляет перевалку пассажиропотоков на Юго-Восточную Азию и оттуда на Европу и Северную Америку. Его стоимость примерно аналогична польскому авиахабу. Стоимость львовского аэропорта в ценах 2011 года — 1,8 млрд грн или 225 млн долларов США, стоимость печально известного Донецкого аэропорта в тех же ценах — 2,9 млрд грн или 362 млн долларов США. Вот нормальные цены реконструкции аэропортов.

Как за 30 миллионов долларов можно построить аэропорт посреди степи с «нуля»? При этом заявляется, что аэропорт в Соленом будет обслуживать до 50 международных рейсов в сутки. Для этого, помимо всего прочего, надо будет протянуть туда железнодорожную ветку, чтобы завозить суточный запас авиакеросина. А это — целый состав цистерн. Ну, трудно себе представить, что из Соленого ежедневно будут выполняться рейсы на Нью-Йорк или Буэнос Айрес. А иначе все это не окупить. И еще — такому аэропорту надо будет пройти сертификацию Международной организации гражданской авиации (ИКАО) уже после полной готовности аэропорта, на что уйдет до 5 лет.

Поэтому, надо либо восстанавливать днепровский аэропорт для выполнения региональных рейсов внутри страны и на ближнее зарубежье, либо строить там еще одну ВПП», - считает Юрий Акуленко.

Последнее слово за австрийскими экспертами

По словам представителя Оппозиционного блока в Шевченковском райсовете Днепра Сергея Хруща, вариант работы Днепровского аэропорта на международных и региональных авиалиниях вполне возможен.

«Для этого надо восстановить имеющуюся ВПП длиной 2700 м и шириной 40 м для региональных авиарейсов. А рядом строить еще одну длиной 3800 м и шириной 60 м — для приема и отправки тяжелых авиалайнеров. В принципе, работы по сооружению второй ВПП начались еще при прошлой власти. Она находится в 100 м от действующей, и уже проложено около 1800 метров.

Потенциальный инвестор в Днепровский аэропорт Александр Ярославский за 3 миллиона гривен заказал аудит имеющегося аэропорта и возможных мест постройки нового в Соленом и на базе аэродрома для легкомоторной авиации в селе Каменка под Днепром, на левом берегу реки авиационным специалистам из Австрии, чье мнение является очень весомым в мировой гражданской авиации. 2 недели назад они аудит закончили и через 1,5 месяца выдадут свое заключение, где и как лучше всего эти работы проводить.

Будем надеяться, что к их мнению прислушаются. Но в любом варианте надо политическая воля руководства страны на финансирование работ по постройке ВПП и остальной летной инфраструктуры», - подчеркнул Сергей Хрущ.

Кто тормозит строительство аэропорта в Днепре

Группа DCH, которая строила новый терминал в Харькове для Евро-2012, готова инвестировать в реконструкцию существующего терминала в Днепре при условии, что государство возьмется за свои деньги провести реконструкцию взлетной полосы и навигационного комплекса. За соответствующую петицию на сайте президента Украины проголосовало более 25 тыс. человек.

В ноябре 2018 года президент и владелец группы DCH Александр Ярославский заявил, что готов инвестировать 70 млн долларов в реконструкцию терминала в Днепре.  

Если государство выделит 3 млрд грн на реконструкцию взлетной полосы, то построить аэропорт можно, по словам Александра Ярославского, за 2,5 года. Но, на последней встрече с журналистами, стало известно — у государства нет денег на выполнение своей части проекта. «Договоренности (с украинскими властями – авт.) есть. Денег на взлетно-посадочную полосу нет. Всех же интересуют не договоренности, а деньги. Аэропорт без денег не построишь. Пока их нет», — сказал президент и владелец группы DCH Александр Ярославский.

Алексей Логинов

Ирина Логуш

No ad for you