За время войны в Украине заявили о себе не только компании, которые выстояли и продолжили работу. Но и те, которые смогли вернуться на рынок и восстановиться после значительных утрат.
Киевская школа экономики совместно с исследовательской компанией Gradus провели опрос и выяснили, в каком состоянии находится бизнес сегодня, какова его динамика после войны, в каких регионах и сферах деятельности он пострадал больше всего. Результаты публикует Информатор Деньги.
75% предпринимателей уже ведут свой бизнес. 23% потеряли его, но планируют вернуть, из них больше половины хотят подождать для этого окончания войны. Перемены коснулись многих: лишь 14% работают так, как и раньше. А 3% удалось даже начать предпринимательство после вторжения рф. Тем не менее печальные показатели преобладают: 27% приостановили работу в ожидании лучших времен, 18% почти не работают, а 31% работает частично.
Что же касается трансформаций, то 38% бизнесменам она не нужна. 11% она нужна, но предприниматели еще не приступили к преобразованиям. 22% - в процессе, а 19% частично или полностью завершили переход к новым форматам.
Если сравнивать апрельские показатели с мартовскими, то причины для оптимизма есть. На 1% стало больше тех, кто смог вернуться к довоенному темпу работы. И на 2% меньше - тех, кто приостановил работу. И на 8% меньше - тех, у кого бизнес не активный ,и не планирует возобновлять его.
Исследователи разбили их на три категории:
Из 25 категорий лишь в четырех бизнес представляет больше 10%. В остальных не достигает и этого порога.
Сейчас активнее всего бизнес развивается в торговле, IT- секторе и профессиональных услугах (дизайн, маркетинг, консалтинг и т.д.) - от 10% до 18%. Планируется разворачивание бизнеса в сфере образования, искусства, спорта, развлечений и отдыха, ресторанов и кафе, хотя на данный момент активно лишь 4-6% предприятий в этих категориях. Самые низкие позиции рейтинга занимают СМИ и телекоммуникации, отельный бизнес, электроснабжение, недвижимость.
В 61% случаев бизнес не нуждался в передислокации после начала войны. Из тех, кому пришлось уехать из привычного места, 75% остались в Украине, а 20% - и здесь, и за границей. Однако в будущем из тех, кто переместился, в Украине останется 70%.
Наиболее популярная причина того, почему предприниматели эвакуировали свое дело, - сохранение бизнеса (47%). Почему еще меняют локацию?
Судя по следующей инфографике, предприниматели предпочитают западные регионы. На 1% больше стало бизнеса в Винницкой, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Закарпатской областях, и на 2% - во Львовской. И никто вовсе не хочет перемещать свой бизнес в Запорожскую, Одесскую, Ровенскую, Житомирскую, Черниговскую и Сумскую области. Хмельницкую области.
У 79% функционирующего бизнеса прибыль упала. На прежнем уровне осталось только у 6%, а у 3% доход вырос.
Несмотря на это, предприниматели выплачивают зарплаты сотрудникам: 23% - в полном объеме. По 15% бизнеса - в размере 70-99% и 50-69% от довоенного бюджета соответственно. 20% предпринимателей не платит ничего.
У поставщиков положение лучше, чем у работников. Больше, чем до войны, платит 8% бизнеса. 32% предпринимателей выплачивают им деньги в полном объеме. Вообще нет подобных выплат у 16%.
Отметим, что по сравнению с мартом, в апреле показатели заметно улучшились.
"Два года пандемии "натренировали" бизнес работать в условиях форс-мажорных обстоятельств. Во-первых, такого рода компании быстрее переходят на ту деятельность, на которую есть спрос. Во-вторых, малое количество сотрудников позволяет "на отношениях" согласовывать временные уменьшения зарплат или сокращения. В-третьих, такая скорость перефокусировки позволяет даже в условиях войны быть прибыльным. Эту роль микро- и малого бизнеса для экономики Украины можно сравнить с легендарным спасением в 1940 году в Дюнкерке английского и французского корпусов сотными мелких кораблей", - прокомментировал ситуацию с бизнесом преподаватель KSE Graduate Business School Сергей Гвоздев Киевской школе экономики.
Полный текст исследования читайте здесь. Опрос провели методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении среди жителей городов с населением более 50 тысяч человек в возрасте 18-60 лет. Период проведения исследования - 22 марта, 12-22 апреля.
Ранее мы писали о том, как проверить и зафиксировать спекуляцию на ценах в новом телеграмм-боте. О том, сколько украинцев сейчас имеют работу, читайте здесь.
София Елагина