21 июля в медиацентре «Информатор Киев» политологи рассказали, какие черные технологии использовались на этих выборах, представляли ли они реальную угрозу настоящим кандидатам и как бороться с черным пиаром на следующих выборах.
По словам политического эксперта Виктора Прошкина, самой распространенной грязной технологией стала маскировка под партию «Слуга народа».
«Проблема этих выборов в том, что они очень короткие. Все надеялись пройти в Верховную Раду за счет раскрученного бренда и президента. Также существовали однофамильцы, которых запускали под определенных кандидатов. Однако клоны-однофамильцы не оттягивают больше 1,5-2% голосов. Я бы не делал на них большую ставку. Как правило, эти однофамильцы используются для введения в заблуждение или придания негативного смысла оригинальному кандидату. Избиратель, который хочет проголосовать за настоящего кандидата, может что-то услышать от однофамильца, что заставит его задуматься, стоит ли голосовать за кандидата».
Владислав Дзивидзинский, политолог и эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики, считает, что одним из факторов, который оказал влияние на использование технологий, стал очень короткий срок подготовки к выборам. «Второй фактор заключается в том, что Зеленский использовал такие средства для достижения победы, которые не использовались раньше: социальные медиа и мессенджеры».
Соцсети позволяют быстро и без посредников «достучаться» до конечного избирателя и наладить коммуникацию, которая даже не определена законом. «Даже вчера, в день тишины, можно было проводить избирательную агитацию через Фейсбук, ведь, согласно закону, о средствах массовой информации социальные сети не относятся к ним, и их использование не является нарушением законодательства. Эти методы смогли опробовать и другие кандидаты, что стало одной из отличительных черт этой избирательной кампании».
По словам Владислава Дзивидзинского, использование бренда партии «Слуга народа» помогало любым кандидатам получить преимущество по всей территории Украины, даже в Западном регионе, где поддержка Владимира Зеленского на президентских выборах была самой низкой. «В среднем по Украине сам бренд «Слуги народа» дает 15-20% поддержки. Недавние исследования показали, что что угодно зеленое с надписью «Слуги народа» может выиграть. При этом эксперименты были впечатляющими: по соцопросам маньяк Чикатило проходил в Верховную Раду, неизвестные и несуществующие люди тоже проходили.
Это создало проблему для всех тех людей, которые годами выстраивали работу на мажоритарных округах, и единственная удачная технология, которую они смогли использовать, заключалась в дроблении электората своего прямого конкурента. Во-первых, создавались клоны, которые так или иначе использовали бренд «Слуги народа». Во-вторых, нашли всех Зеленских в Украине и зарегистрировали их на мажоритарных округах. В-третьих, регистрировали что-угодно под зеленым брендом».
«Любые грязные технологии не помогают тем людям, которые хотят победить. Если вы хотите победить, то вы должны создать свою четкую коммуникацию, доносить позитивные смыслы, которые заинтересуют избирателя, и он воспримет эти идеи как свои. Тогда он за вас проголосует. Но на короткой кампании это очень тяжело сделать», —считает Виктор Прошкин.
Однако на войне все средства хороши. Определенные кандидаты использовали черные технологии против мажоритарщиков, которые уже давно работали на этих округах. В основном, это были кандидаты даже не от политических сил, а те, которые остались за бортом и старались каким-то образом мимикрировать под известные бренды и как-то себя проявить. Им нужны были черные технологии, чтобы уменьшить рейтинг конкурентов. Но только единицы по всей стране таким образом смогут пройти в парламент».
«Первое, что можно посоветовать кандидатам и их штабам, – начинать избирательную кампанию в местные советы фактически сразу же после окончание этой кампании, независимо от даты выборов, – отметил Владислав Дзивидзинский.
Коммуникация с избирателями, которая требует достаточно большого количества личных встреч и общения, позволяет укрепить имидж кандидата у его потенциальных избирателей. Тогда избиратель будет точно знать и внешний вид кандидата, и фамилию, и название партии, и его дела. Именно это является самым эффективным инструментом противодействия другим информационным кампаниям, которые могут запутать избирателя в день голосования».
«В случае появления против вас любого черного пиара не нужно молчать. Сразу заявляйте о том, что это провокация, и выводите всю ситуацию на «белый свет», – заявил Виктор Прошкин. – Если вы имеете четкую и хорошую коммуникацию с избирателями, если вы с ними работали, то они с этим сразу же разберутся и поймут.
Кандидат и его штаб должен сразу же отреагировать. Как только появляется информация, которая порочит кандидата, он должен заявить об этом, рассказать, какие будут приняты меры (обращение в СМИ, в суд или правоохранительные органы) для того, чтобы все эти материалы были опровергнуты. Помимо этого, на своих страницах в соцсетях он должен сразу же донести о том, что происходит. Тогда избиратели будут понимать, что это действительно не так».
Елена Морозова