Сегодня, 1 февраля, в горсовете Днепра состоялась прямая телефонная линия на тему вывоза твердых бытовых отходов в городе. На вопросы журналистов и горожан отвечал начальник управления охраны окружающей среды городского совета Павел Головаха.
Главный вопрос, который интересовал всех - ход и результаты конкурса на право вывозить мусор. Напомним что еще в конце сентября 2015 года компания «Гринко-Днепр» прекратила вывозить мусор из трех районов Днепра. Единственным перевозчиком мусора тогда осталась ОДО «Днепркоммунтранс».
Вначале объявленный конкурс на право перевозки мусора должен был состояться 2 октября 2015 года, но он не состоялся из-за неявки конкурсной комиссии. Через год – в октябре 2016 года - Антимонопольный комитет заявил, что в Днепре нарушается антимонопольное законодательство и горсовет Днепра, согласившись с их доводами, объявил о проведении конкурса 29 декабря 2016 года. Город в свою очередь был поделен на 8 лотов из расчета 1 лот – 1 район.
27 января этого года должно было состояться раскрытие конкурсной документации. До 10:00 этого же дня участники могли подавать свои документы. Однако на сегодняшней пресс-конференции Павел Головаха заявил, что проведение конкурса откладывается на неопределенный срок.
«АМКУ поставило нам условия – до 7 января 2017 года объявить о проведении конкурса на право перевозки мусора в Днепре. Условие это было нами было выполнено. Однако сейчас процедура вскрытия предложений приостановлена по причине внесения изменений в условия конкурса. Также мы обязуемся до конца 2017 года закончить конкурс».
Состояние вывоза мусора в городе городские власти оценивают как удовлетворительное. По словам начальника управления охраны окружающей среды, компания «Днепрокоммунтранс» на данный момент устанавливает свои контейнеры даже в местах, которые не подпадают в их зону ответственности. В первую очередь, это касается частного сектора.
Его слова подхватил директор «Днепркоммунтранса» Валерий Лубинский. По его словам, «Днепркоммунтранс» сейчас заканчивает охватывать своей работой Самарский и АНД-район.
«Жители Игрени в прошлом году впервые получили услуги по вывозу мусора на должном уровне. За прошлый год было установлено более 1100 контейнеров. Мы ставим контейнеры даже там где договорами охвачено 20-30% абонентов. Также было полностью охвачено Таромское. Проблемы остаются только с вывозом мусора в районе частного сектора АНД-района в сторону Донецкого шоссе, и в Краснополье» - отметил директор «Днепркоммунтранса».
Правда, по его словам, у предприятия есть две проблемы. Во-первых, без проведения конкурса компания находится в подвешенном состоянии и не имеет возможности строить планы по развитию предприятия. Во-вторых, нынешний тариф (9,36 грн с человека) что был утвержден еще 1 сентября 2011 года на данный момент является крайне низким, и требует переоценки. На вопрос: «Какой же тариф вы считаете обоснованным?» - Валерий Лубинский ответил кратко: 16 грн. Долг населения Днепра сейчас составляет около 35 млн грн – и списать его невозможно.
Корректировка тарифа и выставление новых условий конкурса будет сделана после выполнения исследований нового департамента экологии на тему норм накопления мусора на 1 жителя Днепра. По этим нормам и будет расчитываться новый тариф. Выполнение этих работ планируется начать в марте, и уже до начала мая горсовет получит конечные результаты.
Что касается позиции АМКУ о монопольном состоянии «Днепркоммунтранса», Валерий Лубинский отметил что такое мнение является эфемерным.
«Почему город не может иметь одного перевозчика? Ведь, к примеру, в малых городах несколько перевозчиков быть просто не может – это экономически не выгодно никому. Даже в условиях Днепра, если будет много перевозчиков, то долго в убыток они работать не смогут».
Еще один вопрос, который нас заинтересовал, это работа компании «Альтер Эко» на Комплексе рационального использования и сохранения бытовых отходов «Правобережный». В середине сентября прошлого года директор КП «ЭкоДнепр» Эдуард Мешковский заявил, что компания «Альтер Эко» в 2012 году за свои деньги провела строительные работы, которые помогли запустить комплекс. С того времени данная компания работала на полигоне, и до сегодняшнего времени привела полигон в настолько ужасное состояние, что он стал проблемой всего города.
Тогда же Эдуард Мешковский заявил, что договор с компанией «Альтер Эко» действует до конца 2016 года, и вопрос его пролонгации тогда не ставился.
«Теоретически мы ищем новую компанию, которая готова прийти со своей техникой и своими людьми, потому что на сегодняшний день, не остановив полигон, невозможно заняться процедурой получения бюджетных денег, проведением тендеров и закупкой техники. На это уйдет очень много времени».
Сегодня его слова подтвердил и Павел Головаха. Он заявил: скорее всего для обслуживания «Правобережного» будет наниматься новая компания, потому как ни закупка техники для «Эко-Днепр» ни её аренда не является эффективными тратами.
Также он сказал, что на данный момент уже идут работы по закрытию 1 и 2 комплексов, и к открытию 4 очереди полигона – в километре от предыдущего места.
В том же сентябрьском выпуске «Вечерней мясорубки» директор КП «Эко – Днепр» заявил, что, еще не получив еще бюджетных денег на проектирование, заказал проектантам рабочую документацию по части пускового комплекса, касаемо переработки мусора и его сортировки.
«Проектант есть, но мы еще не получали денег и, согласно процедуре «ProZorro», есть понимание, в рамки какого договора мы вписываемся. Есть институт «Днепркоммунпроект», который построил 30-40 полигонов по Украине, — это наверняка. Есть люди, которые в теории обсуждают проблемы мусора и необходимость, как с ним обращаться. Есть люди, которые сделали реальные объекты», - заявил тогда Эдуард Мешковский.
Постройка самого комплекса тогда оценивалась в 5-10 млн грн. На вопрос, когда будет построен мусороперерабатывающий завод, Эдуард ответил: «Надеюсь, мы начнем строительство в этом году, а запустим до середины следующего года наверняка.»
Сегодня же начальник управления защиты окружающей среды заявил, что в этом году на полигоне будет внедрена технология сортировки мусора. С другой стороны, Валерий Лубинский заявил, что технология раздельного сбора, сортировки, переработки и дальнейшей продажи это «минусовый проект», по причине того, что продать можно только 7-8% от общего числа переработанного.
Что касается постройки целого завода с возможностью переработки, сжигания мусора и поставки энергии (тепловой или электрической) населению, то Павел Головаха сказал, что горсовет уже интересовался подобными технологиями, внедряемыми в Британии, Испании и Японии. Однако даже самый лучший вариант – японский, может быть реализован только при условии получения кредита от их правительства, и закупки технологического оборудования только у японского производителя.
Мы, в свою очередь, продолжим следить за ситуацией с перевозками мусора в Днепре, и обязательно сообщим все о ходе конкурса, тарифах и других подробностях.
Егор Мороз