Информатор Деньги рассказывает, что делать в такой ситуации и кто несет ответственность за сохранность имущества.
Об этом мы узнали в телеграм-канале «Блог права».
Согласно п. 21 Постановления Кабмина Украины от 15.06.2006 г. № 833 все субъекты хозяйствования обязаны обеспечить доступ потребителей в торговые объекты без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, реализуемых в таких торговых объектах. Если же в ваших личных вещах нет товаров, которые можно приобрести в магазине, в который вы пришли – сдавать их в камеру хранения не обязательно.
Вообще не пустить вас в магазин охранник также не имеет права, поскольку в своей деятельности охранники магазинов руководствуются Законом Украины «Об охранной деятельности». Согласно ст. 10 этого закона при организации и осуществлении охранной деятельности запрещается совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также ставят под угрозу их жизнь и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию.
Всю ответственность за вещи, оставленные в камере хранения, несет магазин, даже несмотря на объявления об обратном, которые можно увидеть в торговом зале, поскольку эти надписи прямо противоречат требованиям Гражданского кодекса Украины.
Ведь именно на администрацию магазина возложена обязанность создать условия для сохранности вещей потребителей. Когда вы кладете свои вещи в камеру хранения магазина, тем самым вы передаете, а магазин в свою очередь принимает их на хранение, и это подтверждается выдачей номерного жетона или какого-то второго знака, удостоверяющего принятие вещи на хранение (ч. 3 ст. 937 ГК Украины). Фактически вы заключаете с администрацией магазина договор хранения.
Согласно требованиям п. 2 ст. 942 Гражданского кодекса Украины, если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о вещи как о своей собственной. В случае же потери или повреждения вещей, принятых на хранение, хранитель (магазин) отвечает на общих основаниях и должен возместить все убытки (ст.ст. 950, 951 ГК Украины):
В случае утраты (нехватки) вещей – в размере их стоимости.
При повреждении вещей – в размере суммы, на которую снизилась их стоимость.
Если, совершив покупки, вы не нашли в камере хранения своих вещей необходимо прежде всего вызвать представителей администрации и охрану магазина. Если договориться о добровольной компенсации стоимости пропавших вещей не удастся, тогда:
Если магазин не признает свою вину – вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении не только прямого материального ущерба (стоимости пропавших вещей), но еще и морального ущерба, причиненного вам в результате бездействия администрации магазина.
Дмитрий Чернышев