Что мешает внедрению электронного билета в общественном транспорте в Украине

Єгор Мороз

6 марта, в Украинском кризисном медиацентре говорили о внедрении цифровой инфраструктуры в общественном транспорте, и в том числе про электронный билет. О проблемах и достижениях говорили представители Министерства инфраструктуры Украины и местных властей разных городов страны.

Электронный билет для проезда в городском общественном транспорте, согласно законодательству, был принят почти два года назад. Тем не менее, он реально внедрен в очень небольшом количестве украинских городов.

По мнению и. о. генерального директора Директората государственной политики в сфере цифровой инфраструктуры на транспорте и услуг почтовой связи Министерства инфраструктуры Украины Фарида Сафарова, в настоящее время города начинают внедрять такую систему оплаты проезда в городском транспорте. Но это происходит «со скрипом»:

«Во-первых, оснащение городского транспорта валидаторами, подключение их к банкам и единому диспетчерскому центру города, плюс специфическое программное обеспечение стоят действительно много денег. Но это себя оправдывает, поскольку прозрачность работы городского транспорта, которая возникает при внедрении электронного билета, позволяет с точностью до человека отслеживать сколько людей и по каким маршрутам проехало за день. Правда, все это не заработает в полной мере, пока будут существовать обычные бумажные билеты, покупаемые пассажирами за наличные деньги.

Поэтому определенное время оба вида оплаты будут существовать одновременно, и только со временем станет возможным перейти только на электронную оплату проезда, как в большинстве цивилизованных стран мира.

Другая проблема: для того, чтобы понять, насколько нужен городу тот или иной маршрут, сколько должен обоснованно стоить проезд по этому маршруту, городские власти должны четко себе представлять, сколько людей маршрутом пользуется в день, сколько из них льготников, сколько платит полностью. Не все города пока готовы к этому, поскольку не имеют экспертизы специалистов по своей городской транспортной сети, зачастую там не хватает денег на установку такой системы. Но уже крупнейшие города — Киев, Харьков, Днепр, Одесса, Житомир такие системы активно внедряют.

С другой стороны, есть вопросы по налогообложению оплаты проезда электронным билетом. Речь о том, будет ли выдаваться пассажиру чек. Еще вопрос: как города будут компенсировать друг другу проезд льготников из другого города, ведь их льготы на проезд действуют по всей Украине. Это — основные проблемы в этом направлении, и разрешить их возможно только гармонизацией всех законодательных актов в этой сфере», - считает Фарид Сафаров.

«Еще проблема в том, что крупные города могут самостоятельно привлекать кредиты на внедрение у себя на транспорте системы электронных билетов. А малым городам это достаточно тяжело, почти невозможно. Но им возможно идти про другому пути. В Ивано-Франковске уже разработано 8 вариантов оплаты проезда в городском транспорте, в том числе обеспечив своих льготников соответствующими карточками на проезд», - дополнил руководитель программ по электронному управлению Команды поддержки реформ Министерства инфраструктуры Украины Евгений Катков.

Что тормозит внедрение электронного билета

По словам советника министра Инфраструктуры Украины Яники Мерило, был принят законопроект № 4121 практически два года назад, которым и предлагалось начать внедрение системы электронного билета на городском транспорте. Но полномочия по реализации этой программы были переданы городам.

«Это очень важно понимать, поскольку город сам определяет какой вариант системы устанавливать и где брать на это финансирование. Кроме того, практически год ушел только на то, чтобы проект уложить во все законодательские рамки. В результате, некоторые малые города страны запускают этот проект успешнее более крупных только потому, что там куда меньшие масштабы всего, в первую очередь, необходимых для этого денег.

Процесс пошел бы быстрее во всех отношениях, если бы Министерством инфраструктуры был разработан единый стандарт такой системы, а не каждому городу отдельно приходилось изобретать велосипед.

В рамках этого стандарта должны быть четко стандартизованы льготные перевозки — кто и как будет компенсировать перевозчикам бесплатный проезд тех же пенсионеров, когда они пользуются общественным транспортом не в своем родном городе.

Мы с 28 народными депутатами подали 1 марта законопроект №10119, которым не надо будет требовать фискального чека при оплате проезда банковской карточкой либо мобильным телефоном. Во многих городах уже идет оплата через мобильные телефоны по QR-кодам, хотя это и не совсем электронный билет. Например, такие варианты оплаты уже вовсю работают в том же Днепре.

Но и города, которые вообще не хотят внедрять у себя электронный билет, надо как-то мотивировать к этому, иначе система по всей стране не заработает и будет иметь откровенно куцый вид», - прокомментировала ситуацию Яника Мерило.

Что даст перевозчикам электронный билет

По мнению и. о. руководителя сектора «Транспорт» Офиса эффективного регулирования Владислава Притоманова, удобство пассажира — только вершина этого «айсберга», основная цель запуска этого проекта — оптимизация городских перевозок в целом и сокращение накладных расходов на них в каждом конкретном городе.

«Система позволит и коммунальным предприятиям, и частным перевозчикам получать точную информацию о том, сколько реально денег они заработали на маршруте за каждый день. На основании этой информации они смогут получать финансирование от банков, инвесторов и международных партнеров Украины. Это даст куда больше преимуществ для компаний, нежели оборот «черного» нала, из-за которого на местах идет сопротивление внедрению электронного билета.

Во-вторых, перевозчики не получают компенсирования за перевозку льготников или недополучают ее в полном объеме, потому что не могут доказать, сколько реально они перевезли таких пассажиров за месяц. А электронный билет поможет это делать в автоматическом режиме.

И наконец, уже много лет Европейский инвестиционный банк, ЕБРР, другие финансовые институты помогают украинским городам закупать подвижной состав, оптимизировать городские маршруты. И внедрение в городе электронного билета станет дополнительным фактором для принятия очередного позитивного решения по таким вопросам», - считает Владислав Притоманов.

Как это уже год работает в Житомире

По словам заместителя городского головы Житомира Дмитрия Ткачука, надо разделять проблемы в этом вопросе на всеукраинском уровне, и реальное противодействие на местах.

«Нестыковки в законодательстве дают возможность тем перевозчикам на местах, которые и дальше хотят, чтобы все оставалось как было, апеллировать к народу, публикуя целые горы «черной джинсы» в СМИ. Мы запустили эту систему в марте 2017 года и уже в апреле имели абсолютно полную аналитику по нашему городскому электротранспорту, поскольку кондукторы выдавали билеты и тем пассажирам, которые рассчитывались наличными, и тем, кто платил по карточке. Со льготниками все куда хуже: список льготных категорий пассажиров утверждается Кабмином, и города на это никак нее влияют. А для 266-тысячного Житомира льготников чуть меньше 70 тысяч человек. А это стоит около 80 миллионов гривен в год. Для понимания, вся система электронного билета для города «под ключ» стоила в три раза меньше.

И главное: все дискуссии о несправедливых тарифах на проезд будут бесконечными, пока городские власти не смогут с цифрами в руках доказать жителям, почему проезд должен стоит именно столько, а не меньше. И без тотального учета всех поездок и платежей за них, которые только и может дать система электронного билета, ничего доказать невозможно. А эта аналитика по Житомиру наглядно показывает, что транспорт перегружен, его катастрофически не хватает, а денег на ремонт и закупку нового, кроме как из более высокой стоимости проезда брать уже не откуда.

А если еще учитывать, что все автобусники — частные перевозчики, и для их водителей каждые человек на остановке — не личность, а всего лишь плюс еще 5 гривен, то им электронный билет в принципе не нужен, поскольку тогда фискалы просто по компьютеру будут видеть реальные объемы их перевозок, а не один салон в один конец, как показывается. Да, коммунальный электротранспорт от внедрения системы увеличил с уровня весны 2017 года свои прибыли на 80%, при удорожании проезда всего на 30%. А вот с автобусниками бороться очень сложно, а главное — нет реальных рычагов воздействия на них, и даже недоплаты по компенсациям за льготников их не пугают. И вполне понятно — почему», - рассказал Дмитрий Ткачук.

Алексей Логинов

No ad for you