Давайте поможем Гройсману найти место для аэропорта Днепра

Давайте поможем Гройсману найти место для аэропорта Днепра

9 апреля в Днепре Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что вопрос размещения аэропорта Днепра нужно решать на основе решения самих жителей города. По словам главы правительства, в Кабмине дискуссии по этому поводу еще не было, но он к ней готов. Честно говоря, мы весьма удивлены такой позицией. Поэтому готовы рассказать и показать Владимиру Борисовичу, чего же хотят жители Днепра, и почему журналисты пристают к нему с такими странными вопросами.

Чего хочет Днепр

Аэропорт — больная мозоль для Днепра. Из-за устаревшей инфраструктуры, уставшей взлетно-посадочной полосы и политики управляющей компании количество авиакомпаний, которые летают в Днепр и из него невелико, а цены на билеты очень высоки. В сентябре 2018 года горожане  зарегистрировали петицию с просьбой профинансировать из государственного бюджета строительство новой взлетно-посадочной полосы в Днепре. Петиция набрала 25 тысяч голосов, столько, сколько нужно для того, чтобы власти обратили на нее внимание. Но никакой реакции не последовало.

Кто заплатит за хотелки

Всем понятно, что на ремонт и модернизацию этого важнейшего инфраструктурного объекта нужны деньги. Владелец группы DCH Александр Ярославский, который к Евро-2012 уже построил в Харькове современный аэропорт в формате частно-государственного партнерства, заявил, что готов построить аэровокзальный комплекс при условии, что государство приведет в порядок взлетно-посадочную полосу (она используется не только для коммерческих полетов, но и для оборонных нужд). Ярославский готов построить и оборудовать новый аэровокзал в Днепре за 2,5 года, что обойдется DCH в 70 млн долларов.

Казалось бы, отличный план! В конце 2018 года даже заговорили о выделении в государственном бюджете на 2019 год 1 млрд грн на эти цели. Но потом сумма уменьшилась до 200 млн грн, а руководитель «Укрінфрапроект» Николай Божко заявил, что эти деньги пойдут на подготовительные работы по строительству аэропорта в районе с. Соленое в Днепропетровской области. То есть государство хочет строить с нуля новый аэропорт в чистом поле, сжигая под него гектары плодородной пахотной земли, и игнорируя желание жителей Днепра вместе с предложением надежного инвестора вложить миллионы.

При чем тут Соленое

Если мы посмотрим, кто больше всех ратует за создание аэропорта в Соленом, мы увидим два имени: народный депутат от БПП Татьяна Рычкова и глава Днепропетровского облсовета (избранный от БПП) Глеб Пригунов. Позже к этой теме присоединился министр инфраструктуры Владимир Омелян.

В интервью телеканалу «Прямой» он заявил, что новый аэропорт с нуля будет строиться по инициативе главы государства, то есть Петра Порошенко. Важная особенность: все разговоры о строительстве аэропорта ведутся в виде брифингов и пресс-релизов.

Комментарий министра инфраструктуры Владимира Омеляна на вопрос про аэропорт Днепра
Комментарий министра инфраструктуры Владимира Омеляна на вопрос про аэропорт Днепра

И только однажды уважаемый министр снизошел до ответа на вопрос по существу, в комментарии в ФБ, перенаправив все вопросы к…команде Зе. Стоит ли это понимать как агитацию за кандидата в президенты Владимира Зеленского, мы так и не поняли.

В чем проблема

Вокруг имущества нынешнего аэропорта Днепра идет многолетний судебный процесс. 28 августа 2009 года Фонд госимущества Украины подписал договор купли-продажи 94,6% акций «Дніпроавіа» с компанией из орбиты группы «Приват» «Галтера». По условиям инвестиционного договора, «ГАЛТЕРА» должна была вложить в развитие международного аэропорта «Днепропетровск» 882,1 млн. грн. Кроме этого, компания должна была передать государству взлетно-посадочную полосу, радиомаячную систему и земельные участки. 20 августа 2015 года представители Фонда госимущества проверили условия выполнения договора и выяснили, что из 882,1 млн грн инвестиций компания вложила с учетом инфляции только чуть больше 142 млн грн. Недвижимость государству также не передали. Стороны пошли в суд. Дело прошло все инстанции и…вернулось снова в Хозяйственный суд Днепропетровской области. Сколько будет длиться этот процесс, предсказать трудно.

Вы тоже это видите?

В Украине жарко пылает президентская предвыборная кампания. Она скоро закончится, но впереди нас ждет немало интересного. Осенью мы будем избирать депутатов Верховной Рады, а в следующем году — местные органы власти. Всем участникам забега нужны победы. Желательно быстрые, масштабные и за бюджетные деньги.

Для Порошенко и политсилы, которую он поведет на выборы всех уровней, начать реконструкцию аэропорта Днепра в сотрудничестве с Ярославским было бы имиджево очень полезно. Но, кажется, эта карта не сыграет. Кто-то решил, что аэропорт в Соленом — более удобный объект для такого пиара. «Мы возводим первый в Украине современный аэропорт с нуля за все годы независимости Украины», — звучит очень хорошо.

Возможно, глава облсовета Глеб Пригунов уже представляет, как красиво он будет выглядеть на фотографиях на фоне строительства, а народные депутаты от БПП Татьяна Рычкова и Андрей Павелко готовятся рассказывать о своих невероятных усилиях по лоббированию этого важнейшего инфраструктурного проекта в Киеве.

Первые эскизы аэропорта в Соленом - их опубликовал член союза архитекторов Украины Петр Декальчук
Первые эскизы аэропорта в Соленом - их опубликовал член союза архитекторов Украины Петр Декальчук

Но, судя по заявлению премьер-министра, этим фантазиям не дано воплотиться в жизнь. На дворе апрель, а глава правительства совершенно не в курсе о продвижении столь масштабного инфраструктурного проекта.

Согласно данным Госгеокадастра, аэропорт собираются разместить где-то здесь
Согласно данным Госгеокадастра, аэропорт собираются разместить где-то здесь

Видимо, в ближайшие годы на месте аэропорта будут по-прежнему цвести подсолнухи и колоситься пшеница. Ведь по поводу масштабного строительства нет никаких других документов, кроме невнятной строки в государственном бюджете (200 млн грн на аэропорт в Днепропетровской области). Если строительство вот-вот начнется, на сайте Министерства экологии должен появиться документ о намерениях и влиянии на окружающую среду (ОВД), на сайте Днепропетровского облсовета — проект решения о выделении земельного участка, а на Прозорро — тендер хотя бы на проектирование. Всего этого мы не нашли, хотя сильно искали.

Если же господину Гройсману нужен свежий результат волеизъявления жителей Днепра по поводу месторасположения аэропорта, он может следить в реальном времени за голосованием на Информаторе по ссылке.

Тимофей Нагорняк

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.