Верховная Рада проголосовала за законопроект об изменениях в избирательный кодекс. Как изменится избирательный залог, какие правила проведения выборов в облсовет, горсовет и о других новинках – читайте в Информатор Деньги.
Законопроект №3485 об изменениях в избирательный кодекс был принят за основу 292 депутатами, однако будет рассматриваться ими в дальнейшем для окончательного принятия.
Ранее мы писали, по каким правилам будут проходить выборы в Днепровский горсовет, Днепропетровский облсовет и другие советы области. С тех пор много чего изменилось. Среди главных плюсов – снижение предвыборного залога в 4 раза. Теперь он считается по формуле: 1 мин.зарплата (4723 грн) на каждые 10 тыс. избирателей для выборов депутатов городов от 15 тыс. избирателей и облсовета, выборов мэров городов от 90 тыс. избирателей.
Согласно нормам избирательного кодекса, теперь кандидату нужно выбрать только один мандат, за который он собирается побороться. В Днепре кандидатам нужно будет решить, куда они хотят – в горсовет, облсовет или побороться за кресло мэра. Раньше в пригородах Днепра можно было баллотироваться одновременно в сельсовет, на должности старосты или сельского главы, райсовет и облсовет – теперь кандидат сможет претендовать только на что-то одно. В новом законопроекте предлагается допустить выдвижение кандидата в два совета разного уровня (областной и городской) либо в мэры и депутаты одного города. Для партийных списков предусмотрена гендерная квота – должно быть не меньше 40% кандидатов одного пола в общем списке подряд и на округах.
В горсовете остается 64 депутата. Выдвигать кандидатов в депутаты, как и раньше, смогут только политические партии. Город поделят на 5-8 многомандатных избирательных округов, на каждом избирается по 5-12 депутатов. В каждом округе партия выдвигает несколько кандидатов. Чтобы попасть в горсовет, партии нужно набрать по городу хотя бы 5% голосов.
На округах избиратель выбирает партию и ставит в бюллетене номер кандидата от этой партии, кого хочет поддержать. Прохождение в горсовет будет зависеть от полученного кандидатом по сравнению с «однопартийцами» процента и количества голосов. Если проценты кандидатов от одной партии равны, то влияет номер кандидата в общегородском списке (если выше был по списку, то проходит). При этом для прохождения кандидату надо набрать на 25% больше голосов, чем квота этой партии для прохождения в совет. Лидер списка партии не закреплен за округами и проходит в любом случае, если партия наберет 5%.
В мэры города баллотируются выдвиженцы партий и самовыдвиженцы. Победит тот, кто наберет больше 50% голосов в первом туре или больше голосов, чем оппонент, во втором. Чтобы избиратели не запутались, в участковых комиссиях будут буклеты с программами и информацией о кандидах от каждой партии. Предварительно залог за выдвижение партийного списка кандидатов в депутаты либо выдвижение кандидата в мэры составит около 365,5 тыс. грн.
Выборы в райсоветы города Днепр проводиться не будут. Еще один интересный момент: если на каком-то из округов не доберут депутатов, то там проведут выборы повторно, во время которых разыграют только оставшиеся мандаты. Подобные правила действуют во всех городах, где от 15 тыс. избирателей.
В облсовете останется 120 депутатов. Область поделят на 12 округов, в каждом из которых будут избираться по 5-12 депутатов. Залог для участия в выборах в облсовет составит около 1 млн 204 тыс. грн. В остальном для облсовета правила такие же, как и для горсовета.
В городах до 15 тыс. избирателей, районах области, поселках, селах выборы пройдут по мажоритарной системе относительного большинства. В каждом округе будут избирать от 2 до 4 депутатов, а победят те, кто наберут больше голосов на округах. Разрешено самовыдвижение. Залог за участие в выборах депутатов для партий либо каждого кандидата-самовыдвиженца маленьких населенных пунктов и районов составит около 945 грн, для кандидатов в мэры, поселковые/сельские главы – 4723 грн. Мэром станет тот, кто наберет больше голосов. Если раньше минимальное количество депутатов в мелких населенных пунктах было 12 человек, по новому законопроекту его повысят до 22. Введение избирательного залога в селах грозит срывом выборов на отдельных округах.
При этом если в селе/городе/районе не создана местная организация политической партии, то кандидатов там на соответствующие выборы может выдвинуть областная парторганизация. Если кандидатуры местных и областной организаций не совпадают, то слово за последней.
Не понятно, как будут проходить выборы райсоветов в тех ОТГ, которые присоединили населенные пункты из соседних районов. В то же время Кабмин Украины предлагает укрупнить районы, включив в их состав и города: всю область планируют поделить на 5 районов, самый крупный из которых будет Днепровский, население которого составит около 1,5 млн человек. Укрупнить районы до выборов, вероятно, не успеют.
Парламентским депутатским группам («Довіра» и «За Майбутнє») дали возможность формировать состав территориальных и участковых избирательных комиссий, если глава группы заранее подпишет договор о сотрудничество с политической партией. Как и с партиями, имеющими фракции в парламенте, они получат по одному гарантированному месту в комиссии. А местные парторганизации получат места в комиссиях по жеребьевке.
Что интересно, по новому избирательному кодексу смогут голосовать на местных выборах там, где они на данный момент долго проживают, переселенцы с Крыма и Донбасса, внутренние мигранты и другие мобильные группы населения.
Кандидаты на местные выборы смогут подавать документы для регистрации в электронном виде, подписывая их своим цифровым ключом.
Новым законопроектом предусматривается возможность голосования и подсчета голосов с помощью электронных систем. Вице-премьер-министр Украины Михаил Федоров заявил, что это пока тест: проголосовав в избирательной кабинке, гражданин позже сможет проголосовать и в Интернете (но этот голос не учтется, «чтобы посмотреть, как можно менять свое волеизъявление в день голосования»).
В законопроекте четко теперь написано, что такое подкуп избирателей. Это агитация, сопровождающаяся предоставлением денег, продуктов питания, спиртных напитков, товаров, услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других активов в адрес избирателей, учреждений, организаций. Запрещается это делать и от имени благотворительных организаций, основателем или членом которых является кандидат.
Не считается подкупом материалы агитации с символикой партии, брендированием кампании, кандидата, оплаченные из избирательного фонда. Это плакаты, листовки, календари, ручки, зажигалки, флешки, спички, значки, бейджи, флажки, книги, футболки, кепки, шарфы, зонты и т.п., стоимость которых не выше 3% прожиточного минимума (63,5 грн).
За нарушение порядка агитации штраф будет 1700-3400 грн, а для чиновников (которые не имеют права заниматься агитацией) – 3400-5100 грн. За нарушение порядка финансирования избирательной кампании можно получить ограничение свободы или исправительные работы на 2 года.
Уголовная ответственность наступит не только за подкуп избирателей, но и за предложение другим кандидатам баллотироваться или не баллотироваться за некую оплату, а также за подкуп членов территориальных комиссий. За предоставление продуктовых наборов, табачных и алкогольных изделий – также уголовная ответственность. За эти нарушения можно будет сесть на срок от 2 до 7 лет с ограничением права заниматься некоторые должности.
Дмитрий Чернышев