14 августа 2015 года Днепропетровский горсовет объявил конкурс по перевозкам пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования.
Конечный срок принятия документов для участия в конкурсе до 17-00 31 августа. Конкурсный комитет соберется 28 сентября в 14.00 по адресу г.. Днепропетровск, пр. Карла Маркса 75, ком.724. Подробнее о конкурсе можно узнать на сайте горсовета.
Предыдущий конкурс был объявлен в августе 2014 года, но на него вынесли всего 3 маршрута. До этого “полноценный” конкурс был в 2013 году, но на нём не смогли определить победителей на большинстве городских маршрутов. Нынешний конкурс определит, кто будет обслуживать 73 городских маршрута, объединённых в 56 объектов, т.е. больше половины всех городских маршрутов.
С чем же связано объявление конкурса накануне выборов?
После конкурса 2013 года весомая часть маршрутов осталась “не разыгранной” и перевозчик на них назначался по временному договору, срок действия которого, в отличии от 3-5 лет постоянного договора, составляет всего 3 месяца. Не смогли “разыграть” маршруты из-за недостатка машин у перевозчиков. Думаю ни для кого не секрет, что большинство маршруток Днепропетровска - привлечённый транспорт, который не принадлежит перевозчикам. По сути это машины частных предпринимателей, которые выходят на маршрут и платят предприятию-перевозчику, формально обслуживающему маршрут, часть своей прибыли (в зависимости от маршрута стоимость работы на нём составляет от 200 до 500 грн в день).
И такая ситуация устраивала всех. Предприятия-перевозчики, не неся практически никаких расходов на покупку и содержание транспортных средств, в месяц умудрялись зарабатывать от 6 до 15 тыс. грн с каждой машины на своих маршрутах. Устраивало это и городские власти - отсутствие регламента по определению временных перевозчиков оставляло широкое поле для коррупции и давало возможность передавать маршруты нужным перевозчикам.
На столь благодатном поле, как грибы после дождя, выросли предприятия-перевозчики, которые не имея собственной производственной базы, транспортных средств и трудоустроенных водителей, обслуживали много маршрутов, получая прибыль из воздуха. Мы общались с водителями, работающими на маршрутах. По их словам, каждый из 70 работающих на маршруте водителей, сдаёт предприятию по 400-500 грн/день. По скромным расчётам, объём прибыли только по одному маршруту исчисляется миллионами. И таких предприятий у нас без малого десяток. О том, кому принадлежат эти предприятия-пустышки предмет отдельной статьи.
Но вернёмся к тому, почему был объявлен конкурс. Более двух лет маршруты Днепропетровска обслуживали временные перевозчики. Однако подобные договора разрешено заключать лишь один раз, сроком до 3-х месяцев, после чего необходимо вынести маршрут (объект) на конкурс (ч. 5 п. 55 Постановления КМУ 1081 от 3.12.2008г.). Т.е. несколько лет обслуживание по большинству маршрутов Днепропетровска лежало вне правового поля, о чём общественные активисты неоднократно информировали департамент транспорта и связи Днепропетровского городского совета, зачастую получая ответ, что на текущий момент договора на обслуживание маршрутов вообще не заключены.
Теперь же ситуация сдвинулась с места. Причём сразу по нескольким направлениям. Из хорошего:
В первую очередь, хочется отметить, наличие объекта конкурса, включающего 6 маршрутов, проезд на которых будет осуществляться по единому билету. С пересадкой, но оплатив единоразово 5 грн, можно будет пользоваться не одним маршрутом, а всеми в рамках объекта. Подобная система уже давно используется в развитых странах, но для Днепропетровска (да и для Украины) это ноу-хау.
Также на данном конкурсе будет использован принцип инвестиционных договоров. Если у предприятия на текущий момент не хватает собственного подвижного состава (либо не соответствует классность и тип автобусов), оно может заключить с городом инвестиционный договор, по которому обязуется в кратчайшие сроки обновить подвижной состав и довести его до уровня условий конкурса.
Пересмотрено плановое задание и графики по большинству объектов конкурса, в соответствии с реальной загрузкой маршрутов. По некоторым маршрутам сдвинуто время последнего рейса. Теперь маршрутки будут ездить до 23 часов
Уже сейчас в департамент транспорта и связи Днепропетровского городского совета направлен новый типовой договор, согласно которому перевозчики несут гораздо более серьёзную ответственность за нарушение условий конкурса, договора и правил перевозки пассажиров. Если раньше за невыход на маршрут победитель конкурса платил по 100 грн за каждый автобус-прогульщик, то теперь за это возможно немедленное расторжение договора и объявление нового конкурса.
Посмотрим, как пройдет конкурс и поймем, что это было: передел рынка или приведение в порядок транспортной сферы в Днепропетровске.
О том, насколько законно ездят по Днепропетровску "социальные маршрутки", бесплатные или по 1 грн, читайте здесь. О том, сколько подобная агитация стоит заказчикам, читайте здесь.
Иван Васючков