«2 черга»: Электронный билет или 70 лет рабства от электронной коммерции чиновников КГГА

Ольга Палій

В прошлой статье я поверхностно рассказал про подходы Департамента информационно-коммуникационных технологий (ДИКТ) Киевской городской государственной администрации (КГГА) в организации закупок за бюджетные деньги, наши с вами деньги! В этом материале я расскажу о том, как нас с вами, дорогие киевляне, планируют ОБДИРАТЬ на протяжении 70 лет, под видом внедрения распиаренной системы «Электронный билет».

Эпопея с внедрением электронного билета длится в Киеве начиная с 2012 года, когда КГГА объявило инвестиционный конкурс на внедрение электронного билета в Киеве. Тогда, в 2013 году, конкурс выиграла харьковская компания «Альфа пей терминал». Компания должна была за свой счет внедрить оборудование и программное обеспечение для транспортных средств КП «Киевпастранс» и КП «Киевский метрополитен», расставить терминалы самообслуживания по всему городу, внедрить автоматизированную систему контроля оплаты за проезд для борьбы с зайцами, обеспечить эмиссию бесконтактных карт. За свои инвестиции «Альфа пей терминал» должна была получать порядка 4,5% от выручки городского транспорта на протяжении 10 лет.

Тогда руководство города посчитало, что это такой подход во внедрении электронного билета невыгоден городу, что необходимо внедрять систему, которая будет принадлежать городу. В конечном итоге с «Альфа-пей» расторгли контракт, последние подали в суд, но ничего не добились.

Как мы с Вами видим, к сожалению, на протяжении последних 7 лет ничего не изменилось! Электронного билета как не было, так и нет! Но ДИКТ и КП «Главный информационно-вычислительный центр» (ГИВЦ) не сидели сложа руки и, в конечном итоге, придумали многоходовку, как развсти (не от слова «везти», а от слова «развод») не только депутатский корпус, но и всех киевлян.

Почему до сих пор нет электронного билета?

А суть многоходовки заключается в следующем. Сначала, распиарившись на всю страну, объявляется тендер на внедрение системы «Электронный билет». Все средства массовой информации трубили о беспредельно нагло заточенных технических требований под одну компанию-производителя – Ridango! Масса статей, ТВ-сюжетов, писем - ничего не повлияло на организаторов тендера. В конечном итоге мы имеем контракт на сумму 365 млн. грн. на внедрение системы электронного билета. Поначалу все причастные пиарились, как они начали внедрять систему и что закончат к 1 июня. Но сроки внедрения переносятся уже трижды и, не факт, что электронный билет заработает в 2018 году!

А причин тому несколько: во-первых, оказывается, что помимо закупки системы электронного билета за 365 млн. грн., необходимо купить самую малость за 200 тыс. грн. - «разрешение на использование (лицензию) программного обеспечения Автоматизированной системы учета учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте Киева».

Как это так, спросите Вы, систему не купили в объеме поставки на 365 млн.? Я расскажу, «где собака зарыта», а вернее сказать, в чем бизнес ДИКТ и ГИВЦа!

В чем подвох?

Первое и самое главное – система не будет принадлежать Киеву, как об этом неоднократно заявляла Администрация города»! Киев лишь собирается купить право на использование чужой системы на протяжении 70 лет! Возникает очевидный вопрос – почему же Киев не купил систему «Электронный билет» еще в тенедере, который провел в начале года и заплатит 365 млн. грн. налогоплательщиков? И зачем таким образов ДИКТ и ГИВЦ дискредитируют нашего мэра В. Кличко, вводя понятие, что система городская?

Ответы на этот вопрос можно найти в тендерной документации. Оказывается, что система должна оперировать электронными деньгами. (Пункт 3.2.1. Технических требований гласит: «Модуль для обліку та управління електронними грошима та відповідними електронними гаманцями всіх учасників АСОП, в т.ч. агентів АСОП та емітентів електронних грошей, з бібліотеками інтеграції (API) та реалізованим в АСОП протоколом обміну даними, в т.ч. протоколу емітента електронних грошей»). Т.е. пассажиры будут покупать не билеты, а электронные деньги, за которые в последующем будут покупать билеты. А покупка электронных денег стоит немало! И для оперирования электронными деньгами необходимо привлечь финансовую компанию, которая имеет на это право согласно законодательству Украины. Таким образом, карманная компания ДИКТ и ГИВЦ будет зарабатывать на оперировании электронными деньгами в системе электронный билет. Заявляю я, что карманная, потому что изучил тендерную документацию, а именно нашел очевидные дискриминационные подходы. А именно:

- Пункт 5 Раздела 1 Тендерной документации гласит: “Вітчизняні та іноземні учасники всіх форм власності та організаційно-правових форм беруть участь у процедурах закупівель на рівних умовах”;

- Участник должен предоставить «Довідка в довільній формі про досвід виконання аналогічних договорів* (не менше одного договору, виконаного протягом 2017-2018 років)»,

- Согласно проекта договора: «- виключна ліцензія – ліцензія, яка видається лише одному ліцензіату і виключає можливість використання ліцензіаром об’єкта права інтелектуальної власності у сфері, що обмежена цією ліцензією, та видачі ним іншим особам ліцензій на використання цього об’єкта у зазначеній сфері».

Таким образом у потенциального победителя, уже определенного ДИКТ и ГИВЦем, есть готовый закупаемый софт, который разработан заранее под эту задачу! Пункт также не дает возможности принять участие в тендере на равных зарубежным компаниям, т.к. если у международных разработчиков и есть необходимый софт, то он уже используется во многих городах! Маразм, товарищи! Но это позволит отсеять ненужных участников!)

Вот такая вот гениальная финансовая схема по грабежу бюджета Киева и киевлян на протяжении последующих 70 лет сейчас запускается. И все это только начало, как написано в технических требованиях к системе – «1 черга»!

С таким подходом, прибыль транспортных предприятий Киева не то, что увеличится, она скорее уменьшится, т.к. комиссия для карманной компании ДИКТ и ГИВЦа будет браться из стоимости проезда! А в силу повышения тарифов на проезд, на комиссию для финансовой карманной компании точно останется! А останется ли на повышение зарплат работникам транспортной отрасли Киева – большой вопрос.

Зачем эти люди дискредитируют мэра, который неоднократно заявлял, что система электронного билета будет принадлежать городу Киеву?

Опыт сотрудничества у ДИКТ и ГИВЦа с компаниями, которые предоставляют лицензии на право пользования их программными продуктами, есть! Вот, например, закупка лицензии на «Автоматизированную систему приема и учета коммунальных платежей». Стоимость лицензии в 10 млн. грн. - получение процентов от каждой оплаты за коммуналку. Договор заключен без проведения открытых торгов, а через переговорную процедуру с компанией «ГЕРЦ». И что мы видим далее – договор на «разрешение на использование (лицензию) программного обеспечения Автоматизированной системы учета учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте Киева» ГИВЦ заключает с этой же компанией «ГЕРЦ». Согласно условиям подписанного договора, у «ГЕРЦ» как раз оказалось предварительно зарегистрированное авторское право на АСОП. А в совпадения я давно не верю!

Дальнейшее описание многоходовки директора Департамента информационно - коммуникационных технологий Киевской городской государственной Ю.Назарова и ГИВЦа и дополнительное подтверждение привлечения финансовой компании я предоставлю в следующей статье.

Если мы их ДИКТ и ГИВЦ не остановим, то каждый киевлянин, сам того не подозревая, может стать спонсором карманной компании ИТ-чиновников на ближайшие 70 лет.

Владимир Левин

Депутат Киевсовета VIII созыва, фракция «Солидарность»

No ad for you