Электротранспорт Днепропетровска: что с ним будет дальше?

Сергій Некто

 Коммунальные предприятия города – это свыше 150 компаний, которые ежедневно заботятся о комфорте горожан. В каждой нашей программе мы будем рассматривать эффективность работы того или иного КП. Сегодня мы будем говорить о городском электротранспорте. У нас в гостях – Владимир Легкийи.о. директора КП «Днепропетровский электротранспорт».  

СТАТИСТИКА

В Днепропетровске работают 13 трамвайных и 18 троллейбусных маршрутов. В городе 172 км трамвайных линий и 555 км контактной сети. На балансе КП «Днепропетровский электротранспорт: 135 троллейбусов и 260 трамваев. За последние 10 лет автопарк предприятия обновлялся трижды: 48 трамваев куплены в 2011 г., еще 30 – в 2013 г., и 11 троллейбусов в 2015 г.

Согласно «Программе развития транспортного комплекса Днепропетровска, до 2020 года» купят еще 80 троллейбусов и 40 трамваев. В КП работает 2661 человек. Это единственное в стране предприятие, имеющее лицензию на проведение капитальных ремонтов всех типов трамваев и троллейбусов.

С.Ш.- Владимир Михайлович, насколько я понимаю, благодаря децентрализации здорово изменилось финансирование? Раньше какая-то часть поступала из госбюджета, теперь все деньги местные. Расскажите об этом.

В.Л.- В 2015 году 136 млн грн. выделяли из бюджета в качестве финансовой поддержки КП. Еще 64,4 млн грн. мы получали в виде компенсации за льготные перевозки – и это притом, что мы перевезли по данной категории на сумму 101 млн грн. Деньги шли на зарплату, налоги и оплату энергоносителей: вода, тепло, электричество.

В текущем году нам выделили 162 млн грн. – это финансовая поддержка КП. К сожалению, нет из государственного бюджета финансирования, которое покрывает льготные категории пассажиров. А закон о выделении 1,9 млрд грн., которые планировались именно для этого, был ветирован. Но мы надеемся, что его примут. Иначе у нас будут проблемы с оплатой энергоносителей.

СЮЖЕТ

Татьяна Герасименко, жительница Днепропетровска: «Я пользуюсь электротранспортом даже по выходным. Но расписание движения явно приблизительное и довольно странное. Многие маршруты заканчивают движение в 17-18 часов, в то время, когда люди работают до 18-19 часов. Кроме того, интересно, на кого рассчитан интервал в 35-37 минут? При температуре 40 градусов летом человек будет сидеть полчаса на остановке? А зимой, при минус 15, скажем, бабушка с внуком будет ждать трамвай? А потом в трамвай еще нужно залезть. Именно залезть, - вы же видели, на какой высоте у троллейбуса первая ступенька. Душу греет разве что стоимость билета и вежливость кондукторов».

Кондуктор:  Если на план выходишь, зарплата хорошая – 3 тысячи гривен. А план в смену – 897 грн.».

  Есть план, а есть еще добрые пассажиры, оставляющие использованные билеты, или гуманисты, не берущие их вовсе. 

Татьяна Герасименко: «Граждане, думающие, что делают добро. Но это добро только для кондуктора. В итоге рентабельность электротранспорта снижается. Но люди не понимают, что таким образом сами себя лишают в будущем нормальной услуги. Помимо этого, раздражает большое количество рекламы на и в электротранспорте. Пассажиры испытывают дискомфорт, сидя за заклеенными окнами. А сколько же стоит эта реклама и идут ли с нее деньги на развитие электротранспорта?» 

 Тем временем в городе шутят, что цифры на троллейбусах – год, до которого им, бедным, колесить по улицам областного центра. Хотелось, чтобы доли правды в этой шутке не было. 

С.Ш.- Владимир Михайлович, вы посмотрели сюжет. Начнем с расписания…

 В.Л.- Долгое ожидание можно отнести, к примеру, к маршруту №7. Но он полностью дублируется трамваями 5, 12 и 4 маршрутов. Насчет троллейбусов. Их не хватает. Вы правильно заметили относительно интервала. Чтобы они работали с интервалом 5-8 минут, нам необходимо еще 80 троллейбусов.

С.Ш.- Но это колоссальное количество, по сравнению с тем, что у вас есть на сегодняшний день. 

В.Л. - Совершенно верно. Поэтому и проблемы.

С.Ш. - В прошлом году проблемы были и с приобретением троллейбусов. Всё крутилось вокруг Антимонопольного комитета. Насколько сложно купить новую технику? 

В.Л. - В 2015 г. нам выделили 88 млн грн. для покупки 20 троллейбусов. С марта мы начали процедуру. Но пошли жалобы. И в итоге мы приобрели 10 троллейбусов по 3, 771 млн грн. за каждый. По второй закупке до сих пор продолжаются торги.

С.Ш. - Поставщиков немного? 

В.Л. - Самые сильные производители - это «Богдан», «Эталон», и сейчас опять выходит на рынок ЮМЗ с производством «Днiпро Т-103». Есть еще черниговские троллейбусы. Участвовала в торгах и фирма, производящая троллейбусы во Львове, но по факту там завод стоит.

С.Ш.- И вы купили технику у ЮМЗ?

В.Л. - Да, их сборки - «Днiпро Т-103».

С.Ш. - Кто определяет стоимость проезда и какова ее перспектива в будущем? У нас же в городе он дешевле, чем где бы то ни было – всего 1,5 грн.

В.Л. - Стоимость проезда устанавливает собственник – то есть городская громада. Сейчас фактическая себестоимость проезда по городу – 2,28 грн. И мы дали экономическое обоснование этому. Готовы перейти на 2 грн., но если депутаты горсовета проголосуют.

С.Ш. - То есть возможно повышение стоимости проезда на примерно 33 процента. Что это вам даст, кроме негодования граждан?

В.Л. - Если мы не покупаем подвижной состав, то имеющийся хотя бы надо ремонтировать. У нас мастерские, которые хорошо справляются со своей работой. В 2015 г. мы сделали капремонты 20 трамваям и 14 троллейбусам.

С.Ш. - Насколько была удачной покупка неновой техники из Европы?

В.Л. - С 2003 года трамваи из первой партии показали себя очень хорошо. При этом срок эксплуатации у них 10 лет. А троллейбусы надо покупать только новые – это категорически. Что касается трамваев, важный момент – реконструкция путей, а потом уже покупка подвижного состава. Один новый трамвай стоит около 15 млн грн. Львовский «Электрон» начал изготавливать вагоны по евростандарту – их цена около 1 млн евро. И такому новому трамваю необходимы нормальные пути.

С.Ш. - Расскажите об альтернативных источниках дохода. Сколько, например, стоит реклама, скажем, на трамваях 1 маршрута и кто этим вопросом занимается? 

В.Л. - У нас реклама на подвижном составе – одна из самых дорогих в стране. На первом маршруте за вагон – 1980 грн. в месяц. И именно центральные маршруты пользуются спросом. К сожалению, не так много заказов на такие маршруты, как 5 или 9.

Мы заключаем договора с рекламными агентствами. На рекламе заработали около 1,8 млн грн., но хотелось бы, конечно, больше. В этом году планируем собрать около 2,2 млн грн.

С.Ш. - У нас гость в студии Наталья Злыгостева – руководитель общественной организации «Разные - равные» и подразделения Европейской ассоциации по правам инвалидов. Наталья, давайте поговорим об адаптации транспорта к людям с ограниченными возможностями. 

 Н.З.- Я бы хотела начать с того, что Украина в 2009 году ратифицировала конвенцию по правам человека, одним из принципов которой являются доступность, отсутствие дискриминации, равенство и свобода перемещения. Задам вопрос Владимиру Михайловичу: насколько наш транспорт соответствует Женевской конвенции по защите прав инвалидов и каковы у нас перспективы в данном направлении?

В.Л. - До 2015 г. у нас был лишь один троллейбус ЮМЗ, который имел откидной пандус. На 11 единицах транспорта, которые мы приобрели в прошлом году, есть и откидной пандус, есть возможность наклона кузова троллейбуса для удобства пассажиров, и – по всей длине низкий уровень пола.

Сложнее с трамвайными вагонами. Было принято изменение в программе развития. Мы можем в наших мастерских производить капремонты трамваев с заменой кузова. В новых кузовах предусмотрена низкопольная вставка и откидной пандус. В этом году мы планировали сделать две пробные единицы. Но к сожалению, сейчас есть вопросы по оплате за энергоносители. Так что решение проблемы отложили. Тем не менее возможно, в этом году работы мы начнем.

Н.З. - А что с бордюрами на остановках? Это условно-дисбарьерная среда, из-за которой колясочник уже в вагон не заедет.

В.Л. - К сожалению, согласно Закону Украины «Об электротранспорте», не в нашей юрисдикции остановки и дорожное покрытие. У нас же из 135 троллейбусов, точнее, из 100 выезжающих в смену на линию, только 12 имеют низкий уровень пола и пандус.

С.Ш. - То есть каждый десятый в лучшем случае. Но если принять во внимание нынешнее финансирование, какое время надо, чтобы таких троллейбусов стало хотя бы 50-60 процентов?

В.Л. - Есть действующая программа развития электротранспорта. Ежегодно отмечено приобретение около 20 троллейбусов.

С.Ш. - То есть еще лет пять? 

В.Л. – Притом, что у нас останутся те же 100 троллейбусов на линии, да.

Н.З. - Хочу обратиться не только к электротранспортникам, но и к другим городским структурам с просьбой. Низкопольный транспорт не решает проблему доступности на 100 процентов. И вопрос не только в инвалидах и людях с ограниченными возможностями. Речь и о беременных, мамочках с колясками, пожилых людях. Об их удобстве тоже надо подумать.

С.Ш. - Спасибо, Наталья, за участие в программе. А мы продолжаем. В КП работает 2600 человек. И говорят, людей не хватает. 

СЮЖЕТ

 Знакомьтесь, Нина Кобяк, 35 лет в профессии, 12 из них водит «первый» трамвай. 

Н.К. - Люди говорят, что нет работы. Я этому не верю и всегда говорю: приходите к нам. Нам нужны водители, слесари, кондукторы...  Зарплата – своевременно. Также хочу обратиться к мэру города с просьбой, чтобы нам выделили больше денег на закупку подвижного состава, запчасти, ремонт рельсового пути, ну и повысили зарплату хотя бы процентов на десять. Да и от 15-процентной надбавки мы не откажемся.

С.Ш. - Вот так мы в эфире работаем рекрутинговым агентством. А что вы на это скажете, Владимир Михайлович?

В.Л. - К сожалению, люди к нам не идут. И это притом что зарплата – около 7 тысяч. Зарплата кондуктора, если взять с начислениями, трамвая – 4,3–4,4 тыс. грн., троллейбуса – около 4,1 тыс. грн. Приглашаем на работу и водителей. У нас есть общежитие. За счет предприятия обучаем водителей, выплачивая стипендию. Но есть условие: после окончания курсов водитель должен отработать в КП минимум 3 года.

С.Ш. - Несмотря на большое количество проблем, которые преследуют наш электротранспорт, всегда есть время для позитива. У нас в гостях – Валентина Гоцуляк, водитель трамвая №16, с небольшой группой поддержки. Здравствуйте! Расскажите о вашей работе.

В.Г. - Человек должен любить свою работу. Я свою – люблю. И благодарна Богу за работу, которая приносит стабильность. Она тяжелая, но я получаю от нее удовольствие.

С.Ш. - У нас в студии ваш начальник. Что бы вы хотели ему сказать, заявить, может быть?

В.Г. - Больше хочу поблагодарить начальство. Так как я верующий человек, первая благодарность – Богу, а потом – руководству. Очень легко кого-то винить. Но что мы сами делаем для того, чтобы транспорт стал лучше? Сначала всё зависит от меня. А пожелать хочу, чтобы мы и дальше так работали.

(Валентина Гоцуляк исполняет песню на украинском языке)

С.Ш. - Большое спасибо за песню, это просто замечательно! Владимир Михайлович, у вас работают чудесные сотрудники. А наш эфир подходит к концу. По традиции, вы можете обратиться к жителям города. 

В. Л. - Сперва хочу поблагодарить своих коллег – всех работников электротранспорта – за ту работу, которую они делают. За то, что отлично отработали зимой. А пассажиры, хотелось, чтобы они с пониманием относились к нашим проблемам. Уверяю вас, мы делаем все для вашего удобства. Пусть ваши поездки будут лучше, комфортабельней. И чтобы транспорт обновлялся, интервалы уменьшались, а мы осуществляли перевозки в том объеме, который хотят видеть и пассажиры, и руководство города.

С.Ш. - Большое спасибо за интервью!  

 

No ad for you