На городском архитектурно-строительном совете рассмотрели планы развития трех кварталов города, предусматривающие после победы над оккупантами постройку новых знаковых объектов. Подробнее - в Информатор Деньги.
В последние несколько лет в Днепре активно разрабатывают и рассматривают на градсоветах Детальные планы территорий. Это – концептуальные документы, определяющие градостроительную перспективу развития отдельных городских территорий и кварталов. В них учтены все параметры развития и задаются характеристики объектов строительства, которые здесь могут возвести инвесторы.
На сегодняшнем градсовете были рассмотрены два новых ДПТ (детальных плана территории), разработанные ФОП «Ерошек Ю.В.» (архитекторы – Юрий Ерошек, Елена Иваницкая). А также – концепция развития еще одного старого квартала Архитектурной мастерской «Алипов».
ФОП «Ерошек Ю.В.» представил Детальный план квартала, ограниченного улицами Паторжинского, Гончара, Чернышевского, Жуковского.
Ранее на градсоветах уже рассматривался ряд проектов, связанных с перспективой постройки нескольких комплексов в этом квартале. ДПТ предусматривает развитие упомянутого квартала с учетом этих объектов.
Площадь этого квартала – 3,78 гектара. Детальный план предполагает в ближайшей перспективе постройку в квартале многофункционального комплекса по ул. Гончара, 18-22/ул. Паторжинского, 7, 7-а, который разработала архитектор Ольга Подушкина.
В жилой части этого комплекса, расположенной по ул. Гончара, планируется 200 квартир (60 – в первой очереди комплекса, 140 – во второй). Перпендикулярно жилой части по ул. Паторжинского планируется офисная часть. Ее планируют общей площадью 6635 квадратных метра, в ней сможет работать 163 сотрудника. Торговая площадь этого комплекса составит 1155 квадратных метров.
В самом МФК (многофункциональном комплексе) запланирован 2-уровневый паркинг на 317 машин. Дефицита паркомест в квартале не будет. В нем создадут 360 мест для парковки машин, что даже больше требуемого.
С запасом планируют и озеленение. ДПТ предусматривает увеличение озеленения квартала более чем на три тысячи квадратных метров – до итоговых 1,1 гектара. Кусты и деревья планируют высаживать как на дворовых территориях, так и на кровлях стилобатной части и зданий.
- Ранее на градсовете уже рассматривался детальный план этого квартала, - отметил Юрий Ерошек. – В него внесены небольшие изменения. В частности, высота офисной части комплекса по ул. Паторжинского повышена на один метр. Эта часть квартала не имеет ограничений по высоте, поэтому никак препятствий для данного решения нет.
Архитектор проект комплекса Ольга Подушкина отметила, что этого повышения удалось достигнуть без принципиальных изменений параметров здания за счет отказа от террасы. При этом в комплексе немного увеличится число офисных работников, а вот число жильцов – пропорционально уменьшится.
В целом членами градсовета проект и ДПТ были поддержаны.
В более отдаленной перспективе ДПТ квартала предполагает постройку еще трех комплексов, которые могут быть построены на улицах Гончара, Чернышевского и Жуковского.
Юрий Ерошек представил и ДПТ квартала, ограниченного улицами Коцюбинского, Липинского, Харьковской, Глинки.
Об изменениях в этом квартале и постройке ряда крупных новых объектов говорят уже давно. И вот дело дошло до предметного проекта.
Территория квартала - 1,765 гектара. Детальным планом предусмотрен вынос автостанции «Новый центр», на месте которой будет создана зеленая зона.
- Этот квартал уже плотно застроен, постройка нового многофункционального комплекса с градостроительными изменениями по ул. Харьковской и Липинского на месте временных торговых сооружений позволит завершить архитектурно-планировочную композицию квартала, - отметил Юрий Ерошек. – На вынос автостанции уже дала согласие городская власть. Паркинг МФК с запасом покроет потребности квартала в парковке машин.
В целом в квартале будут паркинги на 353 авто. А торговых площадей по ДПТ в данном квартале после реализации всех проектов будет 15750 кв метров.
Вторым важным вопросом станет сохранение фасада Дома Померанцева – памятника истории и архитектуры. Этот старинный дом четверть века назад пережил пожар, от него осталась только фасадная и боковые стены. Как рассказал архитектор Александр Бердик, фасад этого здания восстановят в полностью первоначальном виде, включая эклектичные башенки. И фасад станет составной частью нового МФК.
Как ни странно, проект воссоздания исторического здания вызвал вопросы ряда зодчих, считающих, что это старинное здание стоило возрождать в формах более современной архитектуры.
Проект строительства нового комплекса представили архитекторы Сергей Филимонов и Наталья Каширина. Они отметили, что фасад Дома Померанцева станет составной частью стилобатной основы МФК, которая внешне будет решена из материалов и в цветах, дающих ощущение погружения в историческое прошлое нашего города. В стилобатной части высотой 16 метров разместятся 2-этажный подземный паркинг, торговые и офисные помещения.
Дальше вглубь квартала будет повышаться этажность комплекса. Его общая площадь планируется в 34 тысячи кв. метров, из которых 11200 кв м – площадь офисных помещений для 533 сотрудников. Паркинг комплекса предусмотрен площадью 10642 кв м.
В целом проект был принят одобрительно. Отдельные замечания касались перспективы прокладки велодорожек, возможной перегруженности этого района автомобилями. Также прозвучали пожелания соединить новый МФК надземными переходами с уже существующим комплексом «Мост Сити центр» и строящимся комплексом «Перекресток».
Все эти пожелания авторы проекта обещали учесть при дальнейшей работе.
В Днепре – немало кварталов, где старое соседствует с новым. Зачастую горожане называют такое соседство не очень гармоничным.
Один из таких примеров – квартал на склоне исторического холма Днепра, в районе памятника Славы. Здесь новые высотные комплексы выходят на главный проспект и улицу Симферопольскую. А с тыльной стороны эти высотки подпирает дремучая старая застройка, частный сектор, свалки, гаражи, текущие ливневки.
Уже не в первый раз архитектор Михаил Алипов обращается к будущему квартала, ограниченного пр. Яворницкого и улицами Симферопольской, Крестьянский спуск и Горбистая.
Ранее на градсоветах он представлял отдельные проекты в этом и соседних кварталах. Сейчас – взялся за смелый градостроительный эксперимент и представил Концепцию развитию упомянутой территории.
- Эта работа – попытка ответить на многие вопросы, созревшие до войны и теперь обретающие новый импульс, - отметил Михаил Алипов. – Есть 5 разных инвесторов, желающих развивать эту территорию, но это невозможно без комплексного решения перспективы ее развития. Своей работой мы хотим ответить на четыре главные задачи. Определить параметры возможной застройки. Определить перспективы развития силуэта холма. Дать общий рецепт успокоения царящей здесь градостроительной какофонии. И дать возможность инвесторам и архитекторам реализовать свои задачи. А также развитием этого квартала создать архитектурно спокойное решение, которое позволит гармонично воспринимать уже существующую застройку.
Сложность участка состоит еще и в том, что рядом с ним, параллельно ул. Горбистой, проходит железная дорога. Сама же улица Горбистая представляет собой жалкое и тупиковое зрелище. Как развить эту улицу, как гармонично дистанцироваться от грохота поездов, соблюдая санитарно-защитные нормы и в то же время интересы инвесторов, - та еще задачка для архитектора!
В итоге Михаил Алипов предложил следующие решения.
В рамках развития квартала улица Горбистая превращается в полноценную – с 2-сторонним автомобильным движением и пешеходно-бульварной частью. Также он предложил расширить, сделать автомобильно-пешеходной тупиковую сейчас улицу Обручева и вывести ее на ул. Симферопольскую. В перспективе предусмотрена прокладка и еще одной улицы, разрезающей квартал с севера на юг обеспечивающей полноценное сообщение жителей и работников квартала с соседними улицами.
Автором проекта определены три площадки развития квартала с шестью узловыми комплексами развития. «Точкой роста» концепции станет создание «стены» вдоль ул. Горбистой из офисных зданий. Они вместе с зелеными насаждениями станут шумозащитной зоной, отделяющей квартал от железной дороги. Здания планируют строить на стилобатной части умеренной этажности.
В глубине квартала предполагается создание нескольких групп офисных и многофункциональных комплексов с подземными паркингами. Среди них планируются несколько высотных зданий. Освоение территории сразу после окончания войны инвесторы намерены с участков, прилегающих к проспекту Яворницкого.
Примером того, как может развиваться этот квартал, стал Градостроительный расчет офисного комплекса по ул. Обручева, 3-7, представленный Алиповым. На относительно небольшом участке в 0, 27 гектара предлагается построить 10-этажное здание, в котором два подземных этажа займет паркинг на 140 машин. Офисы рассчитаны на 264 человека.
Концепция развития квартала вызвала очень долгие и оживленные споры.
Старейшины архитектурного цеха в лице Андрея Шковыры и Виктора Гарсии-Ортеги упрекали автора в том, что он не учел в проекте прежних разработок, которые предполагали совсем другое развитие квартала.
Игорь Саенко и другие зодчие сомневались в правильности расчета санитарно-защитных зон и в том, что «стена» офисных зданий сможет эффективно выполнить эту функцию.
Ряд архитекторов задавались вопросом о перспективах развития улицы Горбистой.
- Алипов постарался комплексно подойти к развитию территории, в которой много проблем и противоречий, – считает архитектор Алексей Образцов. – Главный вопрос: что от этого проекта может получить Днепр и горожане? Считаю, что немало. Улица Горбистая может получить новый импульс развития! Она может стать полноценной, выйти к Южному вокзалу и обрасти рекреационным пространством.
- Концепция «стены» из офисных зданий вдоль железной дороги имеет право на жизнь, - отметил Сергей Филимонов. – Но, может, стоит «перешагнуть» через железную дорогу и посмотреть, как может развиваться эта территория?..
На это Алипов наглядно ответил демонстрацией общего проекта развития этого района.
Итог долгой дискуссии подвел главный архитектор Днепра Дмитрий Волик.
Он отметил, что часто градостроительные нормы и требования идут вразрез с реальными ситуациями, а также желаниями и возможностями инвесторов. Зачастую предлагаемые Генпланом и другими нормативными документами меры оказываются утопиями. И надо находить разумный баланс между градостроительной целесообразностью и экономическими возможностями.
Думается, в трудное время послевоенного восстановления нашей страны и развития Днепра это – особенно актуально!..
Ирина Мостовая