Вчера мы писали об «успехах» чиновников департамента энергоэффективных технологий и инициатив Днепровского горсовета в деле энергосбережения. Копнув глубже мы похоже нашли причину – почему им так мало удалось сделать на этой почве. У чиновников просто нет времени – ведь они специалисты невероятно широкого профиля! У них так много инициатив!
Напомним, что согласно приказу «Об утверждении планов паспортов бюджетных программ» на выполнение мероприятий по энергосбережению чиновникам департамента энергоэффективных технологий на 2018 год выделяется всего 13 млн 123,5 тыс. грн. В целом, это в 14 раз меньше чем прописано в программе энергосбережения и энергоэффективности по которой работает департамент. Более того, их программа по сути дублирует программу энергосбережения, принятую еще в декабре 2016, по которой работает департамент инновационного развития.
Но при этом почти не выполняя собственную программу энергоэффективности, 20 чиновников департамента решили, что им одной программы мало. Вторая программа, которую передали выполнять департаменту это «Бюджет участия» или «Бюджет городских инициатив». С самого начала и до сегодняшнего дня реализация проектов, за которые так сильно боролись жители Днепра, сопровождается проблемами. Согласно отчету департамента по состоянию на 1 февраля на реализацию проектов «первого этапа», департаменты потратили всего лишь 7 521 904,90 грн, из 15 458 584 грн которые были выделены на их выполнение. И это при том что голосование за проекты «первого этапа» закончилось еще 24 мая 2017 года. То есть за 8 месяцев освоено менее половины суммы.
На реализацию проектов второго этапа Бюджета участия в городском бюджете на 2018 год запланировано выделить 15 247 566 грн, но пока из этой суммы не потратили ни копейки. В результате из проектов первого этапа реализована лишь половина – 32 из 61. А из второго этапа бюджета участия не выполнен ни один проект. И всего на данный момент реализован лишь каждый четвертый из 113 проектов 2017 года.
Двух невыполненных программ тоже показалось мало. И вот 20 декабря 2017 горсовет принимает «Городскую целевую программу поддержки общественных инициатив и социально-культурного развития общества «Современный город» на 2018-2022 годы». Цель программы – провести ряд мероприятий чтобы наладить коммуникацию городской власти с общественностью и активистами.
На такую «медиацию» чиновники хотят потратить немалые 57 млн 58 тыс. грн за 5 лет (9 млн 380 тыс. на 2018 год). За эти деньги чиновники собираются: (траты указываем за 5 лет) за 2,5 млн провести 25 семинаров и тренингов и за 3 млн 289 тыс. - 25 тематических форумов и презентаций о внедрении общественных инициатив. За 2 млн 970 тыс. хотят провести 22 мероприятия по взаимодействию общественности и представителей власти, предпринимателей и инвесторов. 3 млн 730 тыс. хотят потратить на проведение ярмарок и конкурсов, 1 млн 816 тыс. на оплату командировок чиновников (для участия в мероприятиях), и 1 млн 690 тыс. на организацию встреч с «интересными личностями».
Еще один интересный пункт – «проведение ежегодного конкурса проектов «Идея. Проект. Результат» на который хотят потратить 21 млн 328 тыс. грн. То есть больше чем в год на «Бюджет участия», с которым чиновники департамента энергоэффективных технологий и так не справляются.
Название другого ежегодного форума вообще удивляет. В программе он называется «Social impact bond». Непонятно что имели ввиду чиновники, но для справки - Social impact bond это финансовый документ (социальная облигация) в котором выплаты обычно делает правительство и который позволяет инвесторам участвовать в решении социальных проблем, а в случае успешности, получить финансовый доход. Возможно будут чеканить облигации. Тем не менее, проведение таких форумов бюджету обойдется в 1 млн 750 тыс. грн.
3 млн 240 тыс. хотят потратить на создание «Club StartUp» - институции для привлечения инвестиций в проекты. Для сравнения – на создание львовского бизнес-инкубатора городские власти не тратились, лишь выделив организаторам заброшенное здание. Еще больше (4 млн 540 тыс.) хотят отправить на создание Центра перераспределения волонтерской помощи и онлайн-платформы «Центр новой жизни для вещей» для обеспечения вещами малообеспеченных граждан. Впрочем, нам не ясно, как те же пенсионеры должны узнать об этой онлайн-платформе.
Как и не ясно, зачем тратить 4 млн 230 тыс. на организацию 45 встреч успешных выпускников с учениками школ (по 94 тыс. грн на 1 встречу). Аналогично (3 млн 120 тыс. за 30 мероприятий) хотят потратиться и на курсы для активистов которую назвали «Школа партнерства». Всеми этими мероприятиями чиновники хотят «повысить коэффициент доверия к власти до 99%».
Будут ли эти мероприятия выполняться, пока не ясно. С другой стороны, возникают резонные вопросы. Почему департамент инноваций обошелся без миллионов гривен на тренинги по «Бюджету участия», а департаменту энергоэффективности они понадобились? Почему общественные организации Днепра каждый год проводят сотни полезных мероприятий и им не требуются миллионы гривен налогоплательщиков? И к примеру прошлогоднее мероприятие «Валить нельзя остаться» собрало немало интересных личностей, но на его организацию не потратили 1 млн 690 тыс. грн из бюджета Днепра.
Но и трех невыполняемых программ чиновникам мало. 12 февраля на сайте горсовета появился проект решения с новой программой для департамента энергоэффективных технологий. Называется она «Городская целевая программа «Школьная парта» на 2018-2021 годы» и ее автором является депутат горсовета Юрий Акуленко от фракции «Самопомощь».
По словам создателей программы, одной из причин высокого уровня заболеваний опорно-двигательного аппарата является плохая мебель в школах и дошкольных учреждениях. И такая ситуация является реальной угрозой генофонду нации. Поэтому чиновники решили покончить с угрозой быстро и решительно – как в бою!
Уже к 20 апреля 2018 департамент энергоэффективных технологий совместно с департаментом гумполитики должен определить единый образец парты, стула и стола для школ и детсадов. К 30 апреля его утвердит исполком горсовета. К 8 мая подготовят бюджетный запрос на выделение средств в бюджете на покупку мебели. К 1 июля проведут тендер на поставку мебели. К 20 августа мебель должна появиться в школах, а 29 сентября в садиках. К 15 декабря старые парты должны утилизировать. Все это собираются освещать в СМИ.
Но интересно то что в программе не указано – ни общее количество мебели, которая требует замены, ни количество мебели, которую надо купить, ни перечня школ и детсадов куда ее надо купить, нет ни одной суммы средств на выполнение мероприятий программы. Везде стоят прочерки и многоточия.
Как без этих данных чиновники собираются выполнять программу. Наконец, авторы, когда готовили проект и представили некое подобие SWOT-анализа, забыли в графу «угроз» дописать что тендер на закупку мебели может быть просто заблокирован. А их программа провалена.
Зато нам теперь ясно, чем занимаются 20 чиновников департамента энергоэффективных технологий и инициатив, и почему эти инициативы так дорого обходятся горожанам.
Егор Мороз