Как депутатов Днепропетровщины спасают от коррупционных обвинений

Ольга Палій

Во время проведения общественной кампании «Аттестация депутатов органов местного самоуправления» общественные организации провели мониторинг соблюдения требований законодательства в отношении предотвращения коррупции в областных центрах и крупных городах страны. В том числе и в Днепре и Днепропетровской области. И вот какая картина получилась...

Что такое «конфликт интересов», как его избежать и как за него наказывают?

Понятие «конфликт интересов» определено принятым в 2014 году Законом Украины «О противодействии коррупции», согласно которому это — ситуация, когда должностное лицо (в нашем случае — депутат городского совета) принимает во время голосования решения, которые лоббируют частные бизнес-интересы его лично, его родственников или друзей или же наоборот блокируют позитивное решение вопроса в интересах его бизнес-конкурентов. Согласно этому закону, а также ст. 59 Закона Украины «О местном самоуправлении», депутат обязан перед началом сессии сообщить остальным депутатам городского совеета о том, что такой-то вопрос войдет в конфликт его интересов, после чего принимать участие в голосовании. А во время работы в постоянной комиссии в такой ситуации сообщить остальным ее членам о конфликте интересов по такому-то вопросу и участия в голосовании по нему на комиссии не принимать.

Если депутат этого не делает, то в соответствии со ст. 173, ч.1 Кодекса об административных правонарушениях Украины на него сотрудниками полиции составляется протокол, а суд назначает ему наказание в виде штрафа в размере 3400 гривен и обязательного занесения в Реестр коррупционеров, что в последствии негативно скажется на его переизбрании в роли депутата органа местного самоуправления или назначении на должность в исполкоме органа местного самоуправления.

«Срок давности по конфликту интересов для выявления составляет 2 года, а срок рассмотрения судом протокола — не более 3 месяцев с момента его составления полицией. По результатам проверки деклараций депутатов Днепровского горсовета и сравнении их с данными открытых государственных реестров предприятий нами были выявлены несоответствия между ними в отношении 9 депутатов. Обо всех этих фактах в начале мая было сообщено в Национальное агентство противодействия коррупции (НАПК) и в Главное управление Национальной полиции в Днепропетровской области. По состоянию на 26 июня никакой реакции ни из НАПК, ни из Нацполиции не было», - сказал глава областной ОО «Днепропетровский координационно-эксепертный центр по вопросам регуляторной политики» Алексей Андреев.

Суды рассматривают протоколы на свое усмотрение. Почему?

В 2017 году полицией в суды Днепропетровской области было направлено 77 протоколов в отношении депутатов органов местного самоуправления за правонарушения в сфере конфликтов интересов. Часть из них, когда протоколы составлялись на одного и того же депутата, объединялись в единые производства. С учетом этих объединений суды в 27 случаях привлекали виновных к ответственности, в 20 — закрывали производства, в 4 — возвращали протоколы как неправильно составленные.

«В итоге «рекордсменами» стали шестеро депутатов Криворожского горсовета, на которых было составлено 20 протоколов. 4 депутатов суды оштрафовали, 2 от ответственности освободили. На четверых депутатов Днепровского горсовета были составлены протоколы которые были переданы в Бабушкинский районный суд, который закрыл производства по всем 4 протоколам. В остальных городах области картина примерно аналогичная, как и целом по стране. А вот Криничанский районный суд наказал всех десятерых виновных депутатов райсовета по всем десяти протоколам, хотя там конфлиты интересов в денежном эквиваленте совершенно несопоставимы с конфликтами в Днепре. А происходит это из-за несовершенства законов о противодействии коррупции и местном самоуправлении, которые в некоторых положениях можно трактовать и так, и этак, чем судьи и пользуются. А еще, ссылаясь на свою загруженность, судьи затягивают рассмотрение протоколов на срок более 3 месяцев, после чего закрывают производство уже на законном основании», - говорит Алексей Андреев.

По каким причинам суды прекращают рассмотрение производств по конфликтам интересов депутатов?

«В 11 случаях из 20 суды Днепропетровской области не находили самого состава конфликта интересов, в 8 — прошли 3 месяца со дня составления протокола, в однажды Никопольский городской суд ограничился устным предупреждением, что является вообще нарушением законодательства, поскольку санкция ст. 173, ч.1 КоАП Украины подразумаевает наложение штрафа в 3400 гривен.

Происходит такое потому, что Высший специализированный суд Украины в мае 2017 года разослал в суды первой инстанции письмо с разъяснениями, как рассматривать дела о конфликтах интересов, где позволил судьям трактовать положения законов «О противодействии коррупции» и «О местном самоуправлении» в части конфликтов интересов на свое усмотрение. В декабре 2017-го Высший специализированный суд Украины был ликвидирован. А созданный единый Верховный суд Украины свою позицию по данному вопросу еще не сформулировал. Поэтому судьи в крупных городах такие дела закрывают, а в сельской местности, где депутатам и конфликтовать интересами-то особо не приходится, наказывают виновных на полную катушку.

Более того, с апреля 2017 года прокуроры по таким делам могут только представлять интересы государства или территориальной громады в суде первой инстанции, но лишены права подавать апелляцию на решение судьи этой инстанции. А депутаты-коррупционеры апелляцию на непонравивишееся им решение судьи подавать могут. Такая вот у нас борьба с коррупцией получается», - сообщил исполнительный директор ОО «Институт общественной экспертизы» Алексей Литвинов.

При этом, по его словам, депутаты Днепровского горсовета действуют в случае конфликтов интересов так: они заявляют о них на сессии и изымают карточку для голосования, оставаясь при этом в сессионном зале и наблюдая, как по их «конфликтному» вопросу голосуют другие. Хотя по закону должны заявить о конфликте интересов по конкретному вопросу и голосовать, по крайней мере - «воздержался». А комиссия горсовета по разрешению конфлитов интересов депутатов работает пока слабо, считает Алексей Литвинов.

Карту приемных всех 64 депутатов Днепровского горсовета и время их личного приема граждан можно найти здесь.

Алексей Логинов

No ad for you