Основываясь на опыте предыдущих 5 лет и данных о прохождении партий в новый созыв горсовета, Информатор Деньги предполагает, как будет работать новая коалиция и из кого она будет состоять.
Вчера мы прогнозировали, сколько депутатов и от каких партий попадают в Днепровский городской совет нового созыва. По нашим подсчетам, опираясь на средние данные последней социологии, в горсовет пройдут партии «Пропозиция» (18 мандатов), «Слуга народа» (13 мандатов), «Оппозиционная платформа – За жизнь» (10 мандатов), «Громадська сила» (10 мандатов), Блок Вилкула «Украинская перспектива» (7 мандатов), партия «Европейская солидарность» (6 мандатов). По итогам выборов цифра может незначительно отличаться. Другие партии имеют мало шансов попасть в новый горсовет.
По нашей модели в горсовет переизберется как минимум 21 действующий депутат городского совета. Их усилят депутаты райсоветов, бывшие депутаты горсовета и нынешние чиновники горсовета.
Скорее всего общий язык найдут представители партий «Пропозиция», «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Европейская солидарность». Это видно по большинству похожих голосований представителей этих партий в горсовете. Вместе они набирают 34 депутатских штыка, что больше половины.
Но тут надо понимать, что для стабильной работы горсовета нужно, чтобы больше половины депутатов появлялись на сессии и депутатские комиссии, а также голосовали за необходимые решения. Учитывая, что работа депутата горсовета - общественная нагрузка, часть народных избранников не всегда будут ходить в совет. Даже с перевесом в 2 голоса не точно, что всегда удастся собрать нужное количество депутатов. А если их собирается меньше половины (т.е. 31 депутат), то сессию горсовета провести нельзя. Подобным образом можно саботировать заседания депутатских комиссий. Этим могут пользоваться оппозиционеры, срывая сессии горсовета. Возможны ситуации, что партнеры по коалиции будут шантажировать и срывать работу мэрии, пока не согласятся принять выгодное им решение.
В любом случае необходимо искать компромисс с какой-то из пока что «оппозиционных» партий. Нужен существенный перевес голосов. Именно поэтому 4 года назад, когда силы промэрского большинства и на тот момент оппозиционеров были равны, понадобилось «развалить» фракцию «Оппоблока», а небольшая фракция «Самопомощи» получила ключевые посты - секретаря горсовета, главы бюджетной комиссии и места в других важных комиссиях.
Оппозиционные к действующему мэру партии «Слуга народа», «Громадська сила», Блок Вилкула вместе получают 30 мандатов, чего не хватит для формирования большинства. Что опять напоминает 2015 год.
Пока что не понятна позиция Александра Вилкула, в прошлом главного оппонента, а теперь практически не критикующего действующего мэра. Возможно, он тоже захочет участвовать в управлении городом и станет палочкой-выручалочкой для нового депутатского большинства.
Но именно «Слуге народа», «Громадськой силе» и Блоку Вилкула придется договариваться с большинством о принятии бюджета на 2021 год, иначе эти партии рискуют упасть в глазах избирателя.
При этом важно помнить, что городской совет – это не Верховная Рада. На национальном уровне могут быть дрязги между представителями этих партий, а на местах нужно обеспечить стабильную жизнь города и финансирование всех бюджетных программ: нельзя оставлять учителей, врачей, коммунальщиков без зарплат ради ситуативных политических выгод. Основной задачей на ближайшее время будет выбрать секретаря горсовета большинством голосов и проголосовать вовремя за бюджет города на 2021 год.
Само понятие «коалиция» в Законе Украины «О местном самоуправлении» отсутствует. Тут речь скорее о «депутатском большинстве».
Также нельзя исключать сотрудничество и отдельных представителей от других партий с большинством. Это может выражаться даже в единичных голосованиях за спорные решения. Ведь депутаты могут голосовать, как считают нужным – не согласовывая свое решение с позицией фракции. Тем более, если таким образом можно получить определенные преференции: например, пролоббировать проведение ремонтов в домах жителей у себя на округе или собрать голоса за какое-то решение своего авторства.
Правда, ситуация может измениться, если имя мэра Днепра изменится. Напомним, народный депутат от «Слуги народа» Александр Качура говорил, что в местных советах «слуги народа» будут искать общий язык с партией «Оппозиционная платформа – За жизнь», но вряд ли будут сотрудничать с «Европейской солидарностью». События 2016 года в Днепре научили нас, что в горсовете партийные флаги и убеждения не важны. А конфликт мэра с горсоветом просто блокирует городскую власть. Поэтому тут коалицию могут составить и те, кто в кампанию обзывал оппонентов самыми плохими словами.
Правда, собрать большинство в виде «лоскутного одеяла», рекрутировав депутатов из разных фракций, как это произошло в 2016 году, в новом горсовете может быть сложно. Появился «усовершенствованный механизм» императивного мандата – депутата горсовета можно будет отозвать решением партийной организации, но предварительно собрав подписи избирателей. Причинами отзыва депутата могут послужить: прогулы заседаний, неподача депутатских отчетов, «расхождение» с линией партии или фракции, отсутствие коммуникации с избирателями и т.п.
В Днепре в 2016 году Оппоблок пытался отозвать депутатов, вышедших из фракции и влившихся в промэрское большинство, но ничего не вышло. А в соседнем Каменском это удавалось. Так или иначе, запуск нового горсовета в 2020 году может быть не менее ярким, чем был в 2015.
Дмитрий Чернышев