Когда заработает рынок зарядных станций в Украине и что этому мешает

Єгор Мороз

Чтобы было больше зарядок, должно стать больше авто. Но пока в Украине официально можно купить электрокар только премиум сегмента, и большинство украинцев ездят на машинах с американских аукционов. Ситуация изменится, когда автоконцерны начнут продавать недорогие электрокары.

«Когда в Украину официально зайдет Mercedes со своими машинами, когда Nissan сюда зайдет, когда зайдет Tesla и у них будут автосалоны по продаже и сервису, соответственно, эти фирмы и будут развивать рынок зарядных станций, — говорит владелец автосалона Tesla в Днепре Дмитрий Маменко. – Они, как минимум, будут инвесторами, либо установят свои зарядные станции, или будут делать клубные станции. Это будет помогать привлекать клиентов: «Если вы купите за 30 тыс. долларов электрический Mercedes, то по всей Украине вам будет бесплатная зарядка или эта услуга будет со скидкой». И тогда инфраструктура зарядных станций будет совершенствоваться».

Только государство или крупные компании могут позволить поставить зарядные станции и еще и бесплатно раздавать электроэнергию. «Почему я сам не инвестирую в зарядные станции? Потому что понимаю, что это не мой уровень. Это уровень правительства, крупных автомобильных корпораций. Поставить две или три зарядки можно в том случае, если я хочу привлечь внимание к своему бизнесу, - говорит Дмитрий. – Но у тех, кто захотел себя так прорекламировать, зарядки служили для захвата места, на котором позже появился рекламный щит. Вроде и розетка есть, и зарядка стоит, но основной заработок идет от продажи рекламы».

Возможно, у нас государство пойдет по пути Китая. Там решили, что для того, чтобы ускорить переход на электромобили, нужно расставить за деньги государства зарядные станции. И люди, когда увидят такое широкое покрытие станциями, быстрее примут решение переходить на экологичный транспорт. «На мой взгляд, украинскому правительству рынок зарядных станций пока не очень интересен. У них сегодня в приоритете здравоохранение, - говорит Дмитрий. - Если бы люди начинали бунтовать и говорить, что у всех есть электромобили и они не могут заряжаться, не хватает мощности или высокие тарифы, то тогда бы государство обратило на эту тему внимание. Но может это и хорошо: если правительство не вмешивается и не регулирует рынок, то он сам растет по принципу спроса и предложения».

Чего ждут от государства

Несмотря на все сложности, рынок электрокаров и зарядных станций в Украине растет. Люди постепенно пересаживаются с бензиновых авто на электрические машины. По словам Сергей Шишкина, государство смогло бы помочь, если бы создало условия по покупке электричества для зарядок с дисконтом. «Или создало удобные условия для биллингования – единой системы пополнения баланса для зарядки электромобиля по понятному тарифу. Позже, государство сможет на этом зарабатывать. Главное, чтобы электрозарядчикам, которые строят систему станций, было комфортно», - сказал Сергей.

«Я как человек, который хочет и пытается развивать эту сферу, хотел бы, чтобы клиенты чаще пользовались станциями, и чтобы мой бизнес был прибыльным, - говорит владелец станций Максим Пашковский. - От государства хотел бы помощь в виде дотаций и кредитования. Я инженер, технический специалист, и я понимаю, как работает «начинка» зарядных станций. Хочу «толкать» рынок, но мне нужна помощь. Ведь на ввоз электромобилей нулевая ставка, и это помогает тем, кто торгует электромобилями, а те, кто ставит зарядные станции – для них пока нет помощи от государства».

Пока что украинский рынок зарядных станций для электромобилей развивается сам по себе, без четких правил. «Развивать сеть электрозарядок – тема интересная. Но это же Украина. И торговать электричеством, а электрозарядки – это торговля электричеством, есть право не у всех. Поэтому, правовой статус инвесторов тут довольно шаткий и непонятно, чем это все закончится», - сказал Сергей Шишкин.

Настоящих, больших инвесторов, которые стали бы строить национального масштаба сеть зарядных станций, пока нет. «Все известные сегодня компании не строят сеть, а пытаются заработать, - говорит Сергей. – Предложение стать инвестором делается исключительно, чтобы не рисковать собственными деньгами. Для того, чтобы собрать побольше инвесторов с суммой в две, три или пять тысяч долларов, компании «рисуют» золотые горы. Говорят о доходности в 30% или 40% годовых. Но для того, чтобы была такая доходность, зарядная станция должна пахать как дизель в Заполярье, и в очередь должны стоять автомобили и заряжаться. Но в очереди стоять никто не хочет, поэтому на станциях заметен простой».

Когда инвесторы начинают требовать свои 30 или 40%, то в компаниях может не складываться математика, как в финансовой пирамиде. «В начале истории часто эти дивиденды выплачиваются из платежей новичков. И схема работает по примеру финансовой пирамиды, - говорит Сергей. – Свои деньги мы получили только потому, что в тот период пирамида еще продолжала расти».

В европейских странах установлено достаточно быстрых зарядных станций. Поэтому путешествие на электромобиле там гораздо комфортнее. Тем более, что это согласуется с всемирным трендом перехода с бензиновых авто на экологический вид транспорта.

Надеемся, и Украина в ближайшее время уделит внимание этому рынку, ведь мы заявили о намерениях достичь углеродной нейтральности. Посмотрим, как эти планы реализуются в действительности.

Ирина Логуш

No ad for you