На 17 сессии горсовета 21.12.2016г. должны были рассмотреть положение об управлении рекламы и концепцию развития рынка наружной рекламы Днепра. Информация была заранее анонсирована на сайте горсовета. Но вопросы мэр на голосование не поставил и нелицеприятно отозвался о представителях «Громадськой сили» и БПП, которые совместно с «Оппоблоком» провалили тему.
Мнения, естественно, разделились, кто и что делал корысти ради, а кто радел за громаду города. В Днепре прошла легкая волна недоумения: кто-то, не понимая сути проблем, рассуждает о зраде, а вот некоторые очень даже довольны результатом.
На самом деле есть и зрада, и премога, давайте разберемся, чьи. А главное, почему в проигрыше, как обычно, остались горожане.
Ну и не нужно, скажет большинство, и так ее много. Но на самом деле механизм узаконения рекламных конструкций, к которым относятся и 90% вывесок, при правильной организации решает многие вопросы: это не просто сбор средств на нужды громады, но и эстетика города, и безопасность, и бережное отношение к зданиям, и комфорт горожан, и предупреждение аварийных ситуаций. Выдавая разрешения на установку вывесок и рекламных конструкций, чиновники контролируют соответствие историко-архитектурным, эстетическим нормам, нормам восприятия рекламы, нормам ГАИ, собирают документы, подтверждающие безопасность креплений и установки конструкций, следят, чтобы у коммунальных служб был доступ к подземным и наземным коммуникациям или чтобы мигающие светодиоды не мешали жильцам дома напротив.
Естественно, возникает вопрос: почему это происходит, и к кому предъявлять претензии?
Причины перечисленного - в отсутствии нормальной ответственной структуры разрешительной системы, которая действовала бы строго в рамках законодательства Украины, в отсутствии качественных местных регуляторных актов и других необходимых документов.
Отдел рекламы Днепропетровского горсовета, который существовал до весны, был простым и нагло нарушающим законы придатком скандально известного КП «АТУ». Механизм работы этих структур был ориентирован на выкачку с предпринимателей города денег на счета КП для содержания узкого круга чиновников и депутатов. Деньги на счета КП «АТУ» собирались
Только два эти глобальные нарушения (а их там бесчисленное количество) уже должны были бы привести к административной, если не к уголовной ответственности руководителей и отдела рекламы и КП «АТУ». Но этого не произошло до сих пор, и непонятно, заинтересованы ли власти и правоохранители заниматься полным комплексом злоупотреблений в сфере наружной рекламы и возвратить пропавшие деньги и основные средства громаде.
Из-за того, что во главу угла структур разрешительной системы было поставлено собственное обогащение, а не интересы горожан, в Днепре огромное количество нарушающих законодательство и эстетические нормы рекламоносителей. Город выглядит безвкусно, перегружен хаотично размещенной рекламой разных типов и размеров.
Для изменения ситуации по существующей процедуре нужно создание новых документов и новых структур, основанных на принципах общественного блага. Ими и должны были стать Концепция размещения и развития наружной рекламы и положение об управлении рекламы.
Анализ качества этих документов специалистами рынка показывает, что они значительно прогрессивнее всех предыдущих, разработаны при активном участии большого числа рекламных агентств и предпринимателей. Выступать против современной рекламной концепции развития города вообще могли только люди, которым на этот город наплевать.
Для непосвященных разъясним некоторые моменты. Все конструкции, которые принято в народе относить к наружной рекламе, на самом деле можно разделить на несколько категорий.
В связи с непринятием концепции и эти вывески будут размещаться, как кому из предпринимателей нравится, т.е, хаотично. Как сегодня.
Это – "клондайк", "эльдорадо". На самом деле на фасадах «зарыто» средств значительно больше, чем платят сейчас рекламные агентства – владельцы отдельностоящих конструкций
На сегодня, без планируемого повышения, стоимость размещения метра квадратного конструкции на фасаде в зависимости от района города составляет примерно 60 - 80 грн с НДС. А метров этих, можете оценить сами, - бессчетное количество: завешены все красные и не очень линии города. А значит, отсутствие механизма узаконения приводит не только к хаосу на фасадах, но и к потере городом десятков миллионов гривен в год.
Вот прикинем: как было указано в скандальном решении исполкома в сентябре 2015 года, незаконно установлены 5500 рекламных конструкций. Процент наглецов-камикадзе, поставивших отдельностоящую рекламу на городской земле, крайне мал. Так что, основная часть в этой цифре - фасадные конструкции. Даже если половина из них расположена на коммунальной собственности, то формула расчета такова:
2500 неузаконенных конструкций х на минимальную условную площадь 5 м кв х 70 грн/м кв х 12 месяцев = 10 500 000 грн в год.
Но поверьте, это далеко не все неузаконенные конструкции, а средняя площадь , скорее всего, будет превышать расчетные 5 квадратных метров.
Срывается еще одна принципиально важная для города тема - создание цивилизованных мест для размещения частных объявлений, которыми сегодня обклеены все столбы и дома. Эта тема широко обсуждалась и в Фейсбуке , и всеми заинтересованными сторонами. Сессия горсовета из-за провала голосования не утвердила и механизм узаконения так называемых афишных тумб, которые тоже являются рекламными конструкциями.
Категорически раскритиковали и возражали против рассмотрения концепции и положения представители «Громадськой сили». Это-то и понятно. Всем давно известно, что г-н Краснов очень близок к рекламному бизнесу, а приносящие прибыль его аффилированным фирмам рекламоносители, особенно те, которые были установлены в последние 2 года на центральных улицах города, как раз и попадают под демонтажи и перенос в связи с несоответствием нормам, описываемых в концепции.
«Громсиле» помог голосами «ОППОБЛОК». Тоже понятное дело – «баба-яга» против. Если не поддержат "Громсилу", то Краснов не поддержит в нужный момент их. Ситуативная дружба.
Но все знают, что у этих двух партий голосов провалить проект бы не хватило. Однако их неожиданно поддержал БПП. Как стало известно из инсайдерских источников, аффилированные рекламные агентства «Громсилы» продали 30% рекламоносителей высокопоставленному члену БПП. В самой этой сделке ничего плохого нет. Только теперь БПП не заинтересован потерять лакомые места. Правда, без отдела или управления рекламы места переоформить невозможно, т.е., они продолжают числиться за фирмами «Альфа-А», «Алесан», или другими фирмами и фопами, близкими к «Громсиле». Т.е., «металл» продали, а места под конструкции не продаются – городская земля, и без участия города ее переоформить под аренду рекламоносителей невозможно. А это значит, что оплату в бюджет делают старые владельцы. Если делают. Так что, сдается мне, кто-то все же кого-то подставил таким ходом конем.
Но дело в том, что эти рекламоносители не вписываются в принимаемую концепцию размещения наружной рекламы. Поэтому делаем что? Правильно! Не принимаем концепцию.
А концепция, прямо скажем, очень хорошая, системная, прогрессивная, вот просто плюнуть некуда. Ее, как мы говорили, совместно с чиновниками разрабатывали операторы рынка, ущемляя собственные интересы и собственный карман ради красоты родного города. Структуры, связанные с «Громсилой», в разработке концепции принимать участие не стали, так как знали, что им от этого только хуже будет – всплывут неподписанные по нормам разрешения, которые, кстати, украдены из исполкома со всеми документами за 2014-2015 годы. Снесут их красивые роллеры простым новым решением исполкома, как только Разрешения найдутся или концепция будет принята. В лучшем случае – переместят на задворки. Почему? Потому что Концепция предполагает новую систему размещения отдельностящих рекламоносителей, уменьшение их количества, размеров в центральной части города, очистку тротуаров и клумб, создание безопасных и удобных условий для пешеходов и водителей …
При полностью коррумпированной системе в государстве часть предпринимателей, живущих без разрешений, однозначно, в выигрыше, так как не платит деньги за размещение наружной рекламы в городе, не содержит за свои средства чиновников и депутатов, разворовывающих эти средства, как это было все прошлые годы. А что до эстетических вкусов, так это не к ним. Правда, разворовывать средства от рекламы сегодня не так просто. Существуют все механизмы свести воровство к минимуму. Проблемами размещения наружной рекламы занимается общественность, СБУ, ОБЕП, полиция, прокуратура, контрольно-аналитическое управление горисполкома. Сложно будет воровать при таком внимании правоохранителей.
В относительном выигрыше рекламные агентства – операторы рынка. Развиваться не могут, но и на неизвестный период могут не вкладывать средства в модернизацию и демонтажи, хотя уже морально подготовились.
Филатов проиграл Краснову? Проиграли горожане. Увеличение средств в бюджет города от наружной рекламы не предвидится. Бардак в городе в сфере наружной рекламы продолжился на неопределенный период. Вместо цивилизованной Европы мы имеем азиатский Шанхай.
Татьяна Суворова