Любите ли вы жилсервисы и КЖЭПы так, как любим их мы? Наверное, да – ведь каждому из нас хоть раз да доводилось вызывать сантехника-электрика. А некоторые даже пытались разобраться: за что же мы платим квартплату, если подъезд облуплен, двор не метен и крыша течет. И при этом жилищно-эксплуатационные предприятия города за прошлый год получили из разных источников более 321 млн грн. Почти всю сумму они благополучно потратили (осталось чуть больше 9 млн грн). Куда потратили КЖЭПы наши деньги и что мы могли за эти деньги требовать? Давайте разбираться.
Для начала стоит разобраться, сколько мы платим денег и что нам за это должны. Размер квартплаты везде разный и зависит от многих факторов (этажности, местоположения, года ввода в эксплуатацию, придомовой территории и т. д.). Например, в доме по бульвару Славы, 46 квартплата составляет 1,84 грн за квадратный метр, на Клочко, 15 – 0,34 грн, а в доме по пр. Правды, 71 – 2,2 грн за квадрат. Так, владелец небольшой «двушки» в 52 квадрата может заплатить и 95,68 грн, и 17,68 грн и даже 114,4 грн в месяц. Однако количество оказываемых жилсервисом услуг от этого не изменится. (Проверить свою квартплату можно здесь)
Согласно типовому договору в перечень услуг, оказываемых КЖЭПами, входит:
Причем пункты 6, 8 и 9 дотируются из бюджета и ничего предприятию не стоят. Но это мелочи по сравнению с тем, что нет в этом перечне никаких услуг сантехников и электриков, никаких ремонтов подъездов и капремонтов сантехсистем – да вообще ничего того, чего мы обычно ждем, оплачивая квартплату. То есть, КЖЭП только «обслуживает» внутридомовые системы и готов подремонтировать (читай: прилепить на пластилин), если что-то где-то сломалось. Кстати, дератизацию и дезинсекцию в вашем доме давно проводили? Можно требовать – хоть что-то.
Получается, что за все дополнительные услуги жильцам приходится платить самостоятельно. Спрашивается, зачем тогда жилсервис или КЖЭП? Видимо, чтобы тратить деньги на очень интересные вещи.
именно эти пункты являются главными статьями расходов наших предприятий жилкоммунхоза. Возьмем, к примеру, крупный КВЖ РЭП Жовтневого района. В 2015 году данный КЖЭП получил 48 млн грн, и потратил при этом – 51 млн грн, уйдя к концу года в минус. Из 51 млн грн бОльшая часть ушла на оплату «услуг сторонних организаций» – всего 40,2 млн грн.
Знаете, что подразумевается под этими «услугами сторонних организаций»? Собственно, это все те услуги, которых мы ждем от жилсервисов – работа электриков, сантехников, дворников и прочих сотрудников, которых вовсе и нет в штатном расписании КЖЭПа. А объединены они все в некое ООО или ЧП, под крышей которого преспокойно работают, а КЖЭП имеет чудесную возможность выводить через данное предприятие миллионы наших с вами денег.
Еще одна прекрасная статья расходов – «обслуживание оргтехники и программное обеспечение». Под эту формулировку данный КЖЭП вывел 1,2 млн грн. Серьезно? Больше миллиона гривен на обслуживание компьютеров и покупку программ? Они что айтишная контора или игры клепают на досуге, что техника все ломается и ломается, и ПО нужно все обновлять и обновлять?
Подобная же ситуация и в «Жилсервисе-2». Здесь на «услуги сторонних организаций» потратили за год 37 млн грн из общего бюджета 53,8 млн грн. С оргтехникой что-то у них не заладилось (всего каких-то 70,5 тыс. грн потратили), зато на судебные сборы, пеню и штрафы здесь ушло целых 5,6 млн грн. Что там за суды такие на пять с половиной миллионов в год?
Подобным образом осваивает деньги и «Жилсервис-9», затрачивая на «сторонние организации» 24,5 млн грн, а на суды – 5,2 млн грн из общего бюджета в 36,9 млн грн в год.
Собственно, в расчетных документах каждого предприятия есть эти статьи расходов – больше ли, меньше, но они всегда есть и всегда требуют большей части годового бюджета. Даже у предприятий с относительно небольшим бюджетом, как, например, КП «ЖЭП № 34», где из полученных 11,2 млн грн на услуги сторонних организаций было потрачено 6,3 млн грн, а на суды и штрафы – 2,6 млн грн.
Перечислять можно бесконечно – все КЖЭПы отдают миллионы загадочным «сторонним организациям» – за уборку придомовой территории, ремонт и техобслуживание жилфонда и т.д. В штатном же расписании таких предприятий – сплошные бухгалтеры и руководство плюс техперсонал для самого КЖЭПа.
Естественно, намного выгоднее выводить деньги через сторонние предприятия, которые вроде бы оказывают услуги по ремонту-уборке. Тем более что на таком предприятии вовсе не обязательно оформлять сотрудников (налоги платить, вот еще!). Достаточно устной договоренности. А вот итог такой договоренности видим мы с вами – в виде грязных подъездов и неремонтируемых годами сантехсистем.
Итак, подведем итог: всего за год жилсервисы и КЖЭПы уплатили «сторонним организациям» 216,9 млн грн, потратили на суды – еще 25 млн грн и наремонтировали оргтехники на 2,4 млн грн. На все про все – 244,4 млн грн из 321,2 млн грн. То есть, сильно бОльшую часть. И это мы еще не посчитали зарплату кучи директоров, юристов, бухгалтеров и прочих инженеров, коих мы с вами кормим. А кстати, вы знаете, откуда эти сотни миллионов получены? От нас с вами, причем дважды. Первый раз, из городского бюджета (97,8 млн грн за 2015 год), второй раз – в виде квартплаты (209,4 млн грн за 2015 год).
На этот год жилсервисы себе снова напланировали неплохие бюджеты – так, только на первую половину года в общей сложности им нужно 166 млн грн. Расчет – примерно такой же, как и за 2015 год. Плюс в этом году представители жилкоммунхоза придумали проводить дорогостоящие ремонты в домах ОСМД – всего на 8,9 млн грн. Причем, по представленным расчетам, ремонт кровли одного дома должен обходиться в 369–588 тысяч, сантехсистем в 280–345 тысяч, а остальные деньги предлагается списать под загадочной формулировкой «ремонт дома».
Самое интересное, что жители некоторых из перечисленных домов и сами не в курсе, что у них затеваются какие-то ремонты, и даже суммы уже четко просчитаны.
Кроме того, на капитальный ремонт жилфонда в 2016 году предлагается потратить 148,4 млн грн . Естественно, без расшифровки, где, когда и что именно будет капитально ремонтироваться.
Бюджет на работу жилсервисов и КЖЭПов пока не утвержден. Собственно, осталось решить, а нужны ли нам они вообще, с их судами, зарплатами, увертками и выводами денег через некие сторонние фирмы. Мы тут прикинули, что отказ от всей этой структуры сильно сэкономил бы нам время, нервы и деньги. Так, например, стандартная девятиэтажка на 400 квартир легко могла бы скидываться в месяц в среднем по 80 грн с квартиры (конечно, это среднее по палате, нужно высчитывать индивидуально). Из них 30 грн – это зарплата управдома и бухгалтера, еще 10 – уборщицы, плюс 10 – на приходящих сантехников-электриков, еще десятка – на лампочки в подъездах, плюс 20 гривен на лифтеров и непредвиденные обстоятельства. Понятно, что подсчет грубый, учтено далеко не все. Но, выбрав статьи расходов, специалистов и посчитав подходящую большинству жильцов сумму, можно реально контролировать процесс. А со специалистов требовать результат, в том числе и с бухгалтера с управдомом. Зачем мы сейчас кормим жилсервисы с их раздутыми бюджетами и бессмысленными услугами, не ясно. Видимо, по инерции.
О том, как взять контроль за своим домом в собственные руки, читайте здесь.
Юлия Северьянова