24 июля этого года городской голова Днепра Борис Филатов в программе «34 канала» рассказал о том, что заключил пари со своим подчиненным – директором департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Игорем Маковцевым.
Информатор Деньги писал, что суть этого спора в том, что если директор департамента до апреля следующего года не наведет порядок с маршрутками, то должен будет уволиться. «Сейчас модно заключать пари. Я заключил его с Президентом под мою отставку на мост, и еще с директором департамента транспорта и транспортной инфраструктуры, - сказал мэр в прямом эфире. - Или он наведет порядок на автобусных маршрутах города до апреля, или уволится. Я очень ценю Игоря Маковцева, он – порядочный и неконфликтный человек. Ему нравится покупать троллейбусы, красить трамваи, вести переговоры с ЕБРР, а с «людоедами», которые владеют АТП и устроили картельный сговор, и пытаются постоянно поставить на маршрут какую-то гробовозку, он ругаться не хочет».
Горожане действительно устали от пыльных грязных маршруток, которые часто ездят со сломанными сиденьями, без необходимого кондиционирования летом и обогрева зимой, и часто забитые. Кроме самих машин, часто сами водители маршруток становятся поводом для жалоб пассажиров – то бабушку выставит, то ребенку из многодетной семьи нахамит. И в обсуждении этих тем горожане разделились на пассажиров, которые недовольны и водителей, которые так оправдывают свою работу. Вишенкой на торте стали недавние разговоры о подорожании проезда с 7 грн до 8 грн и больше.
Горожане справедливо возмущены тем, что стоимость проезда растет, а транспорт изнашивается и становится небезопасным. Нередки для Днепра случаи, когда маршрутки попадали в ДТП с пассажирами, и отвечать за это приходилось как самим водителям автобусов, так и собственникам АТП. Но им, видимо, легче несколько раз оплатить лечение в больнице, чем полностью обновить подвижной состав. И причин, чтобы этого не делать, они находят миллион: топливо подорожало (когда везде подешевело), выросла минимальная зарплата (она везде выросла), запчасти только за доллары/евро (у нас многие товары к этому привязаны, но цены на них не растут так стремительно). Когда же речь доходит до четких расчетов, то выводить на свет Божий реальные цифры никто из собственников АТП не хочет. И так происходит из года в год.
Поэтому вопрос - в деньгах и их количестве. Для того, чтобы пассажиры четко понимали из-за чего им придется больше платить, а в горсовете знали, сколько нужно компенсировать за проезд льготников, нужна понятная для всех и единая система, которая позволит перевести расчеты в автоматический режим.
Пример работы такой системы уже есть в Днепре. Скоро год, как горожане ею пользуются – это безналичная оплата проезда в общественном транспорте. В августе 2018 года в вагонах днепровского трамвая №1 установили 192 валидатора – по 3 на каждый вагон. Проезд можно оплатить не только любой банковской карточкой, но и через смартфон, часы (то есть бесконтактным платежом). В то же время, в троллейбусах наклеили QR-коды, по которым через банковское приложение можно оплатить проезд. Банк, который этим занимался, выполнил все работы по монтажу оборудования и расклейке стикеров в короткие сроки и не взял из городского бюджета ни копейки. Более того, городу не нужно следить за исправностью оборудования. Все данные передаются в автоматическом режиме, и в случае поломки на место выезжают мастера. Не стоит говорить, что все платежи проходят автоматически.
Если такая система заработает на маршрутках, то у водителя не будет соблазна набивать салон пассажирами, а у собственника не будет возможности говорить о нехватке средств на ремонт или замену автобусов.
Платон Бережной