Министр социальной политики Украины Марина Лазебная рассказала о том, каким должен быть прожиточный минимум в Украине и когда украинцам ждать введения накопительной пенсии. Все самое интересное из интервью Интерфаксу – в «выжимке» Информатор Деньги.
Дальше – прямая речь министра.
«Пересмотр подходов к определению реального прожиточного минимума — это требование времени. Мы должны наконец сказать людям, которым является реальный прожиточный минимум. Потому что сегодня это фактически уровень выживания, а не проживания. Иногда диву даешься, когда смотришь, какой набор продуктов и товаров туда входит, и как это можно привязать к измерению достойной жизни человека. Поэтому прежде всего нужно изменить подходы и сферу его применения. Мы провели аудит - в 40 законах выплаты, штрафы, надбавки и т.д. привязаны к прожиточному минимуму. И соответственно, если говорить о его повышении, например, с 2 тыс. грн до 4 тыс. грн, то и все надбавки и доплаты нужно увеличивать. Таким образом в государстве сложилась патовая ситуация, когда из-за искусственно созданного низковатого прожиточного минимума власть не может эффективно управлять социальными стандартами.
Поэтому совместно с профильным комитетом Верховной Рады работаем над тем, чтобы изменить методологию. Мы дискутируем, например, по формуле определения - составит ли он 40% от средней заработной платы по стране, будет ли определяться нормативно-структурным методом. Суть его заключается в определении стоимости продовольственной составляющей прожиточного минимума и его удельного веса. За основу берутся показатели МОЗ, сколько нужно человеку потреблять различных продуктов питания. Например, стоимость питания будет составлять 54%, остальное будет составлять стоимость непродовольственных товаров и услуг. Мы являемся сторонниками второго варианта, но депутаты говорят, что проще с первым методом. Дискутируем, но все однозначно за то, чтобы показать реальный прожиточный минимум, а также предусмотреть, социальные стандарты, которые будут от него напрямую зависеть.
На сегодня по всем методами мы выходим на 4,2-4,3 тыс. грн. прожиточного минимума».
«Предполагается, что накопительным уровнем могут воспользоваться все потенциальные пенсионеры. Хочу отметить, что есть две отдельные накопительные пенсионные системы. Первая — это введение обязательной накопительной пенсионной системы с 2021 года. Почему это нужно сделать? Потому что наша солидарная пенсионная система не способна выдержать нагрузку при нынешней демографии в Украине, мы не сможем через 15-20 лет обеспечить приличный уровень пенсии из этой системы. Нам нужны альтернативные инструменты. Сейчас коэффициент замещения (показатель сравнения пенсии человека к зарплате перед выходом на пенсию) составляет 27-28%, тогда как ранее он был 57-60%, и это был хороший показатель. И, к сожалению, наблюдаются тенденции к уменьшению. Тогда как по стандарту МОТ (Международная организация труда) должно быть не менее 40%. Поэтому нам сейчас нужно подумать, что люди получат через 20 лет. Если через 20 лет у нас будет мало людей трудоспособного возраста, кто будет содержать пенсионеров? Поэтому и нужна накопительная система, как единственная альтернатива. Сегодня идут дискуссии вокруг модели управления и защиты активов.
Также мы работаем над второй тоже накопительной системой - но для людей в возрасте до 35 лет, работающих на работах, дающих право на льготную пенсию. Есть списки №1 и №2 вредных профессий. Когда работник, занятый на работах из такого списка, уходит на пенсию, то такую пенсию работодатель возмещает, перечисляя средства Пенсионному фонду. И как мы видим, сегодня у нас сложился большой долг таких предприятий по возмещению льготных пенсий. За 10 лет он вырос с 2 млрд до 14 млрд грн. И такие долги является сдерживающим фактором для предприятий, создает им проблемы. Поэтому мы совместно с работодателями и профсоюзами разработали законопроект об обязательной профессиональной накопительной пенсионной системе, которая охватит почти 150 000 работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Предполагается, что работодатель будет платить взносы за работника на его накопительный счет. А если работник уйдет с этой работы, накопления за ним остаются. Он сможет перевести на второй накопительный уровень, или еще как-то распорядиться этими средствами. Кроме того, это будет таким бонусным социальным пакетом для работника на таких производствах. Этот законопроект сейчас проходит процедуру согласования».
«Мы не исключаем возможность создания государственного накопительного фонда в рамках законодательства. Но Минсоцполитики все же стоит на позиции, что модель работы системы должна быть построена на уже действующих государственных ДФС и ПФУ и частных институтах НПФ (негосударственные пенсионные фонды), КУА (Компания по управлению активами), администраторах, банках-хранителях. Не нужно новых надстроек, создания монополистических структур за счет средств государственного бюджета. В то же время нужно усилить государственное регулирование. Безопасность накоплений должна гарантироваться законодательно установленными механизмами.
Средства накопительной системы является собственностью человека. Деньги будут храниться на их персональных счетах и передаваться по наследству родственникам.
Дискуссий вокруг повышения пенсионного возраста не ведется.
Более того, я противник повышения пенсионного возраста. И считаю, что повышать пенсионный возраст можно только тогда, когда повысится качество жизни».
Егор Мороз