На Днепропетровщине шесть населенных пунктов не смогут выбрать себе главу громады: в чем дело
Изменения, внесенные в Избирательный кодекс, общин, административным центром которых являются города с районным делением. Жители шести населенных пунктов Днепропетровщины на местных выборах-2020 не смогут выбрать главу города.
Онлайн-платформа «Электоральная память» – проект, созданный Украинским центром общественных данных. На сайте собраны визуализированные данные обо всех выборах в Украине с 2010 по 2019 год. Аналитик проекта Сергей Васильченко прогнозирует, что более 85 000 жителей почти сотни населенных пунктов могут не получить бюллетени с кандидатурой на пост мэра.
Проблема касается жителей почти сотни населенных пунктов, входящих в девять городских общин, админцентр которых является город с районным делением, но они ни в один из городских районов не входят. А ведь на базе городского района и формируется избирательный округ по выборам городского головы, поэтому они в один округ не попадают.
Среди проблемных оказались жители пгт. Авиаторское Днепровской городской общины и поселки Новоивановка, Терноватый Кут, Авангард, Горняцкое и Коломойцево Криворожской городской общины.
Информатор Деньги разбирался, как это случилось и как это может угрожать местным выборами?
В нормах, регулирующих образование избирательных округов для городов с районным делением - как вот в Киеве, насчитывающем 10 районов, - предусмотрели единственный вариант, когда вся территория поделена между городскими районами. В соответствующих статьях фигурируют только границы и территории районов в городах.
Но еще до начала реформы децентрализации существовали городские советы, которые насчитывали не только городские районы, но и населенные пункты, которые напрямую подчинялись горсовету.
К примеру, Криворожскому городскому совету подчиняется: город Кривой Рог, разделенный на семь районов, а также еще пять других населенных пунктов.
Чтобы урегулировать эту проблему 16 июля 2020 депутаты приняли Закон, предусматривающий, что городские советы должны пересмотреть существующие границы районов в городе и подать соответствующие решения Центральной избирательной комиссии не позднее чем за 60 дней до дня местных выборов.
Похоже, что эту норму большинство городских органов власти банально проигнорировали и границы районов не пересмотрели, - поясняет аналитик.
Чтобы решить вопрос с «подвешенными» населенными пунктами, ЦИК приняла Постановление № 204, которым фактически делегировала право городским избирательным комиссиям «присоединять» населенные пункты к районам в городах при образовании округов по выборам депутатов горсовета.
Но вопрос выборов городского головы остался нерешенным.
В Избирательном кодексе есть четкая норма о том, что территориальные избирательные округа по выборам городского головы в городах с районным делением совпадают с границами районов в городе.
Получается, что населенные пункты, которые не входят в границы районов в городе, не войдут в территориальные избирательные округи по выборам городского головы, и их жители не смогут принять участие в выборах главы.
Всего есть 9 таких общин в Украине (на подконтрольной правительству территории), в которых с этой проблемой столкнется более 85 000 избирателей в 98 населенных пунктах.
Здесь список населенных пунктов, входящих в пределы городских общин, но которые находятся за пределами избирательных округов по выборам главы.
Возможно, игнорирование этой проблемы органами власти в таких городах связано с тем, что они не знают, что в составе их общин есть населенные пункты, которые не входят ни в один район города, или привыкли не обращать внимание на их статус, и на выборах присоединять куда угодно, - комментирует Сергей Васильченко.
А как иначе объяснить, что на предыдущих местных выборах 25 октября 2015 года в родном городе действующего президента жители поселков Горняцкое, Коломойцево, Новоивановка, Терноватый Кут, которые не входят ни в один район города, выбирали Терновский районный совет в городе Кривой Рог, ведь были включены в территориальный избирательный округ №24.
Как поясняет эксперт, на этих выборах вариант «тихонько разрулить» на местах может не сработать, потому что эта проблема привлекла внимание многих людей, особенно в тех местах, где произошло объединение нескольких советов в общину. Закон будет грубо нарушен, если эти населенные пункты распределят между территориальными избирательными округами по выборам городского головы.
Ведь тогда их пределы не совпадут с границами районов, и никто не имеет права такие округа образовывать, они создаются автоматически на базе районов, в соответствии с прямой нормом Избирательного кодекса.
Но если не включить их в избирательные округа по выборам городского головы, то жители этих населенных пунктов не смогут избирать главу своей общины и имеют полное право обратиться в суд и требовать отмены результатов выборов. Ведь это прямое нарушение конституционных прав граждан, в частности ст.71 Конституции Украины.
«Статья 71. Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются свободными и происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования».
Учитывая, что сроки образования комиссиями избирательных округов уже прошли, и возможностей внести изменения в Избирательный кодекс уже почти нет, лучшим вариантом решения этой проблемы было бы - взять пример с города Сумы, где депутаты на сессии решили этот вопрос.
То есть хоть с опозданием, но изменить границы районов в городе, включив в них соответствующие населенные пункты. При этом учитывая, как эти населенные пункты распределила городская избирательная комиссия при образовании округов на выборах в городской совет.
Избирательный процесс запущен, времени на решение проблемы крайне мало. Если городские общины не поторопятся, то конституционные права более 85 000 граждан останутся нарушенными авторами Избирательного кодекса.
Юлия Карч