Скептики убеждали братьев Райт, что человек не сможет подняться в воздух, а «отцу» железных дорог Джорджу Стефенсону говорили, что паровозы не заменят лошадей. Весь мир хочет ездить дешевле и быстрее. Для этого инвесторы собирают деньги, а государства идут навстречу даже безумным идеям. Но готова ли к этому Украина?
22 февраля в Министерстве инфраструктуры Украины был подписан Меморандум о запуске проекта транспортных инноваций HypeUA, в рамках которого будет происходить развитие новейших транспортных технологий в Украине. В первую очередь, министр инфраструктуры Владимир Омелян говорил о скоростной транспортной системе Hyperloop. «В рамках проекта мы рассмотрим возможность строительства тестовой трубы на базе аэрокосмического кластера в Днепре, вокруг которой мы создадим инновационную среду для развития транспортных стартапов», - цитирует министра Владимира Омеляна пресс-служба ведомства.
Участниками проекта в Украине стали Национальная академия наук Украины, ГК «Укроборонпром», Octagonal Corporation, ГП «Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. А.Н. Макарова» (ПО Южмаш), ОАО «Каховский завод электросварочного оборудования», ООО «Интерпайп Украина», Unit.City, Агентство развития Днепра, Украинский институт будущего и «Платформа развития инноваций».
В августе 2013 года была опубликована 58-страничная версия проекта Hyperloop-Alpha. Автор идеи Илон Маск говорил о гиперпетле как о среднем, между «Конкордом», рельсотроном (электромагнитный ускоритель) и столом для аэрохоккея. По идее Маска, поезда должны двигаться в вакуумных трубах с помощью двух электромагнитных двигателей, развивая скорость до 1200 км/ч.
Несмотря на то, что идею презентовали в 2013 году, а по словам днепровских специалистов – еще раньше, она пока нигде не заработала.
Самостоятельно заниматься проектом Hyperloop Илон Маск не стал, и предложил идею всем желающим. Первая команда энтузиастов - Hyperloop Transportation Technologies Inc. (HTT), летом прошлого года объявила о строительстве научно-исследовательского центра во Франции.
Вторая команда - Hyperloop One летом прошлого года смогла достигнуть скорости 310 км/ч на тестовом участке в Лас-Вегасе. Уже осенью прошлого года инвестиции этого проекта составили 85 млн. долларов.
Кроме европейских стран, обсуждается идея строительства ветки Hyperloop по маршруту Хуньчунь (Китай) — порт Зарубино за 5 лет. Отсюда и интерес российских инвесторов в реализации идеи Илона Маска. Среди инвесторов Hyperloop One есть компания российского бизнесмена Виктора Вексельберга Oerlikon Leybold Vacuum и российский венчурный фонд Caspian VC Partners Зиявудина Магомедова.
В конце прошлого года одним из акционеров проекта стал миллиардер Ричард Брэнсон. После этого компания стала называться Virgin Hyperloop One.
Согласно данным Украинского института будущего, первые маршруты Hyperloop могут появиться в 2021. Для первых поездок уже отобраны девять маршрутов в Европе. Самый короткий соединяет Эстонию и Финляндию, длина которого 90 км. Самая длинная ветвь Hyperloop расположена в Германии и Великобритании - 1991 км и 2271 км соответственно.
Эксперты Украинского института будущего скептично относятся к реализации проекта в Украине. «Во-первых, у нас совсем отсутствуют специалисты по данной технологии. В данном проекте обязательно нужно партнерство с компаниями, которые понимают, как нужно строить Hyperloop, - заявил эксперт института Ярослав Пилипчук. - Во-вторых, такая технология требует не только квалифицированных кадров, но и не малых средств. Проблему финансирования Hyperloop в Украине можно решить только инвестициями. Для того, чтобы инвестор был заинтересован в Hyperloop - нужно, чтобы данный проект был окупаемый и имел приемлемую для него доходность. Обеспечение окупаемости данного проекта является нереальной. Главной причиной не окупаемости проекта является низкий пассажиропоток и платежеспособность населения. А если проект инвестиционно неэффективен - его не внедряют».
Еще в прошлом году эксперты института подсчитали, что строительство ветки «Киев-Одесса» может стоить 3,6 млрд. грн. При этом, проект Hyperloop может окупиться в течение 30 лет при стоимости билета в Украине больше 150 долларов. При курсе 1 доллар – 26 грн 98 коп, билет на Hyperloop сегодня мог бы стоить больше 4 тыс. грн.
Несмотря на это, Hyperloop может быть экономически целесообразным и теоретически возможным при определенных условиях:
- партнерства с компаниями, которые понимают, как нужно строить Hyperloop
- экономического роста в Украине
- удешевление кредитов
- создание соответствующих строительных и инженерных норм для данного проекта.
На сайте участника проекта HypeUA – предприятия «Южмаш» говорится, что реализация проекта транспортной системы Hyperloop будет разбита на три этапа. «В течение первого этапа – исследовательского – планируется получить научную оценку относительно необходимых технологий, возможных рисков и потенциала проекта. Второй этап – создание тестовой площадки в городе Днепр при поддержке партнеров, которые строят Hyperloop в Мексике. Третий этап – промышленное производство, - говорится в сообщении Южмаша. - Начиная со второго этапа, планируется широкое привлечение частного капитала в форме венчурных инвестиций. Участие государства, прежде всего финансовое, с каждым этапом будет уменьшаться. Государство не будет собственником, строителем и разработчиком нового вида транспорта».
По данным СМИ, создание тестовой площадки в Днепре - это только предварительный этап, необходимый для начала переговоров о запуске и строительстве с американской корпорацией Octagonal Corporation, которая работает над проектом Hyperloop в Мексике. «Сам процесс происходит следующим образом: есть требования Hyperloop Оne и всей корпорации Hyperloop, - сказал руководящий партнер Octagonal Corporation Иван Огильчин. - Прежде, чем начинать с ними любую работу, ты должен ознакомиться с этими требованиями и подготовиться. Для этого создается соответствующая рабочая группа. После того, как определяется целесообразность проекта и изучаются условия Hyperloop Оne, презентуется с помощью частного сектора при поддержке государства предложение имплементации».
По словам советника министра инфраструктуры Юрия Гусева, работа над реализацией экспериментальной площадки начнется в 2019 году. «После чего правительство и руководство страны должно принять решение, какие маршруты будут самыми перспективными и такими, которые необходимо реализовывать в первую очередь, какой должна быть модель реализации проектов в Украине, - сказал в эфире «Громадського радио» Юрий Гусев.
Ирина Логуш