26 февраля «Днепрометрострой» за долги собираются отключить от электричества, и, если это случится, то за 10 дней затопит центр города. Кто должен оплатить накопленные долги? Днепропетровская ОГА кивает на горсовет, а там не торопятся принимать себе на баланс предприятие с большими долгами. Такой себе чемодан без ручки, который грозит городу большими проблемами.
По словам главного инженер ПАО «Днепрометрострой» Александра Касянчука, затопление метро уже началось. «В Нагорном районе в стволе №16 насосы не работают, –сказал Александр Касянчук. – Но там поступает всего по 64 куб. м. воды в день, и затопит там все за 15 дней. ДТЭК уведомил «Днепрометрострой» что с 26 февраля они прекратят поставлять электроэнергию на предприятие полностью, и после этого перестанут работать насосы на стволе №14, на площади Героев Майдана. Количество поступаемой воды в сутки там — 2500 куб. м. Вода заполнит ствол за 10 дней, и выйдет либо на поверхность, либо пойдет по грунтовым водам».
В ДТЭКе говорят, что угрозы городу нет. «Это автоматическое предупреждение о неуплатах. Они постоянно поступают в адрес «Днепрометростроя», – сказала руководитель отдела корпоративных коммуникаций ПАО «ДТЭК Днепрооблэнерго» Алла Гурова. – Последнее частичное отключение электроэнергии было 18 февраля. Городскую подстанцию №1, которая обеспечивает откачку воды в метро, мы не трогали и трогать не будем».
В 2004 году 16 ствол метрополитена уже был полностью затоплен. Тогда воду откачали и все обошлось без жертв и разрушений. Как будет в этот раз? Посмотрим.
В облгосадминистрации говорят, что решение вопроса может быть только одно: Днепропетровск должен выполнить распоряжение Кабинета Министров и забрать тоннели недостроенного метро себе на баланс. А потом оплачивать откачку воды и прочие работы из городского бюджета. Город сам решит, нужен ли ему такой подрядчик, как ПАО «Днепрометрострой» во главе с Константином Пивоваренко, или нет. Пока что «Днепрометрострой» — это единственное предприятие, которое занимается откачкой воды из тоннелей.
Сейчас формально Днепропетровская ОГА к метро отношения уже не имеет, а город еще не имеет. Документацию по метрополитену в мэрию не передали и акт приема-передачи представители горсовета не подписали.
«Процедура передачи находится в самом начале, и это займет полгода. Уже прошло несколько общих совещаний между представителями ОГА и горсовета. Сейчас создается рабочая группа, – сказал и. о. заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов горсовета Александр Санжара, полномочия которого приостановлены судом. – Заказчиком по откачке воды после передачи госпредприятия в коммунальную собственность будет либо КП «Дирекция метрополитена», либо городские службы».
По словам Александра Санжары, пока нет четкого механизма, каким образом метрополитен будет передаваться в коммунальную собственность. «Сейчас идет дискуссия, как предприятие должно перейти: в виде целостного имущественного комплекса с земельными участками и оборудованием на них, либо как большое предприятие со всеми активами и пассивами. В том числе и с задолженностью, – сказал представитель горсовета. – Если оно перейдет с задолженностью, то город должен будет отдавать долги. Если в виде имущества, но без задолженности, то на город дополнительное финансовое бремя не свалится. ОГА планирует передавать полностью: вместе с активами и пассивами, а мы сейчас изучаем ситуацию – можно ли принимать без активов и пассивов, но, судя по всему, нельзя. Если мы принимаем с активами и пассивами, то мы просто переформатируем госпредприятие в коммунальное предприятие, и тогда это КП будет заказчиком работ».
По словам Александра Санжары, если ПАО «Днепрометрострой» действительно отключат электроэнергию, то метрополитен начнет заливать через 12 часов. «Там где ходят поезда, начнет прибывать вода, – говорит представитель горсовета. – Ни в каком нормальном состоянии отключить электроэнергию не могут, но регулярно угрожают для того, чтобы хоть как-то рассчитывались с долгами. Поскольку предприятие не передано в коммунальную собственность, то расчеты метростроевцев в ведении государственных органов».
По словам главного инженера ПАО «Днепрометрострой» Александра Касянчука, на предприятии не знают, что делать с долгами. «Раньше заказчиком выступала облгосадминистрация, теперь функции заказчика будет выполнять город, но процедура передачи документов не проведена, и что делать с долгами предприятия, неизвестно – не ясно, кому они останутся: области или городу, – говорит Александр Касянчук. – Перед городом у предприятия долгов на данный момент нет. Кроме этого, работникам не платят зарплату с сентября, а это 150 человек. Последний раз они получили зарплату в августе прошлого года».
В связи с неразберихой в горсовете, метрострой не может обрести хозяина, и так же, как и раньше, продолжает накапливать долги. А пока тоннели непонятно кому принадлежат, то и за долги предприятия, оберегающего их от обрушения, некому отвечать.
Ирина Логуш