Останется ли в Украине своя рыба

Єгор Мороз

6 февраля, в медиацентре «Информатор Киев» эксперты рассказали о том, сколько рыбы едят украинцы и почему в реках и морях Украины ее стало меньше.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=8MP4JyewiQw

Резкий спад производства

«Ассоциация рыболовов Украины встревожена тем фактом, что с 1991 года по сегодняшний день вылов отечественной рыбы упал в 18 раз: с 1 млн. 100 тыс. тонн в 1991 году до 61 тыс. тонн в 2018 году, – говорит Александр Чистяков, глава Ассоциации рыболовов Украины.

До 1991 года Украинская советская республика входила в пятерку мощнейших рыбодобывающих стран. У нас было 268 судов, которые вели непосредственный вылов в мировом океане. Из них 70% были суда-заводы, которые вылавливали рыбу и тут же ее перерабатывали. Тогда каждый украинец съедал 24 кг рыбы. Сейчас мы не поднимаемся выше 11 кг, хотя Всемирная организация здравоохранения для полноценного развития человеческого организма рекомендуют употреблять не менее 19,5 кг. Европа уже перешагнула через этот барьер, и сейчас средний показатель потребление рыбы составляет 20-22 кг», – заявил глава Ассоциации.

Причины упадка отрасли

«Первое, что мешает развитию рыболовной отрасли в Украине, является отсутствие концепции долгосрочного развития на 20-25 лет вперед. Тогда отрасль не будет зависеть от приходящих в нее руководителей с их амбициями, которые могут навредить отрасли. Второе, что мешает развитию – это жуткая некомпетентность руководящего состава. Более 80% начальников областных управлений рыбоохраны – это бывшие милиционеры, налоговики или прокуроры. Коррупция также разъедает рыбную отрасль. Сегодня все рыбаки и рыбоводы обложены налогом. И мы говорим не только о рыбоохране, а и о природоохранных и правоохранительных структурах, которые участвуют в дерибане рыбы, – считает Александр Чистяков.

Браконьерство полностью парализовало развитие отрасли. На сегодняшний день все реки перетянуты сетями, вне зависимости от того, промышленные ли это реки, малые реки или сельские ставки. Законодательство показывает свою неэффективность в этом плане. Одними штрафами браконьерство не победить. В последнее издание Красной книги попало 72 вида нашей аборигенной рыбы, которая абсолютно спокойно себя чувствует за пределами наших рек, даже у соседей.

Экологический фактор также играет весомую роль. Ученые говорят, что в каскаде днепровских водохранилищ уже не вода, а коктейль из всей таблицы Менделеева. Соленость и минерализация воды повышена до такой степени, что нередко в наших водах встречаются рыба-игла и мелкая медуза, которые являются жителями морских лиманов».

Водные богатства Украины

«В 1991 году в Украине было более 17 тыс. рыбоводных хозяйств. На данный момент осталось всего 5 государственных рыбоводных заводов, которые в основном занимаются воспроизводством и зарыблением наших рек. В прошлом году было зарыблено 41 млн штук, хотя ученые советовали зарыбить более 900 млн. Нам нужно срочно развивать аквакультуру и выращивать рыбу. Тем более это соответствует мировым требованиям, – отметил Александр Чистяков.

Международная организация ФАО написала программу о том, что до 2030 года мировая продуктовая корзина будет наполняться на 65% выращенный рыбой и только на 35% – из дикой природы. У нас в Украине все для этого есть: 63 тыс. рек, 1100 водохранилищ, 400 тыс. прудов, 1 млн. 300 тыс. гектаров пресноводной воды, из которых 30% предназначены для рыборазведения, не говоря уже о Черном и Азовском морях. Современные технологии позволяют выращивать практически любой вид рыбы. При рациональном использовании наших водных богатств Украина может стать европейской рыбницей и у нас для этого все есть».

Снижение вылова рыбы в Азовском и Черном морях

Андрей Чуклин, эксперт отечественной рыбной отрасли и директор ООО «Интеррыбфлот», считает, что на низкий уровень вылова рыбы в Азовском море влияет масса факторов. «Это и природные факторы, в том числе повышение солености воды. Построенный крымский мост также отразится на биологии Азовского моря, поскольку никто не проводил исследование, поменяется ли течение после его строительства.

На снижение уровня вылова влияют и существующие проблемы в отрасли, включая полное отсутствие финансирования науки, устаревшая материально-техническая база (всем судам свыше 30 лет), отсутствие любого судостроения в Украине и каких-либо программ государственной поддержки.

Внешний фактор, который сейчас отражается на вылове – это статус Азовского моря, которое является внутренним морем двух государств – России и Украины. Построенный Крымский мост лишил украинских рыбаков подхода в район для лова хамсы. А это тот ресурс, который давал до 30 тыс. тонн вылова. На сегодняшний день вылов хамсы составляет около 100 тонн. Постоянное присутствие военного флота Российской Федерации в Азовском море также ограничивает передвижение украинских рыбаков», – заявил Андрей Чуклин.

Александр Чистяков добавил, что Черное море давало до 63% всего отечественного вылова. «После отсоединения Крымского полуострова по рыбной отрасли был нанесен катастрофически удар. С потерей Крыма страна лишилась значительной части своего флота – это 108 единиц, из которых было 20 портовых, 11 государственных и 60 частных рыболовных судов, а еще 17 судов было у рыбоохраны. Там осталось 11 судов, которые могли вести промысел в мировом океане. Сейчас у нас осталось всего лишь одно судно, которое вылавливает криля в Антарктике».

Азовское море до сих пор «не работает»

Андрей Чуклин сообщил, что в этом году состоялась встреча Украинско-Российской комиссии по регулированию рыболовства в Азовском море, которая ни к чему не привела. «Эта встреча всегда определяла лимиты и квоты Азовского моря, регулировала правила для рыбаков. В 2019 году встреча прошла, но протокол не был подписан. На сегодняшний день рыбаки Азовского моря сидят на берегу.

Таким образом, Азовское море до сих не приступило к работе, хотя рыбаки Российской Федерации, начиная с первых чисел января, уже на промысле. Пока даже нет перспектив, что наши рыбаки выйдут в море в феврале. Хотя нам ничего не мешает, как Российской Федерации, принять такие же квоты и лимиты в одностороннем порядке. Более того, у причалов сейчас стоят 45 среднетоннажных судов, содержание каждого из которых стоит от 5 до 8 тыс. грн в сутки».

Елена Морозова

No ad for you