Мы было обрадовались, что тендер на ремонт дорог Днепропетровской области на 2016 год уже проведен (подробности здесь). А значит, их начнут чинить, как только сойдет снег. Но, как оказалось, будут ли выделены деньги – большой вопрос. О том, превратятся ли в 2016 году направления на Никополь и Кривой Рог в хотя бы подобие дорог, мы спросили у советника председателя Днепропетровской облгосадминистрации Юрия Голика.
- Прокомментируйте тендер, который выиграл Облавтодор на сумму больше, чем 400 млн грн.
- Облавтодор в ведении ОГА не находится, поэтому можно только предположить: была вероятность, что, возможно, Укравтодор направит средства на средний капитальный ремонт из числа кредитных средств. У Укравтодора есть порядка 3,2 млрд грн кредитных средств на всю Украину. Видимо, их местные представители рассчитывали что получат часть этих денег. Служба автомобильных дорог в Днепропетровской области провела тендер заранее. Фактически деньги не были выделены, а финансовый год закончился. Этих денег нет.
- А зачем нужно было проводить этот тендер?
- Если бы дорожные службы были в зоне ответственности облгосадминистрации, мы бы понимали, как там деньги используются. И, скорее всего, там прошла бы жесткая реорганизация (подробнее здесь).
В прошлом году Днепропетровская область собрала дополнительного 5%-го акцизного сбора с подакцизных товаров почти на 600 млн грн. Это те средства, которые остаются на территориях на уровне сельсоветов. Это все часть бюджетной децентрализации. Мы получили из Министерства инфраструктуры письмо с предложение отдать половину собранных с этого дополнительного акцизного сбора средств в бюджет Службы автомобильных дорог Днепропетровской области. По задумке, бессменный подрядчик Службы – Облавтодор - выиграет тендера и проведет капитальный ремонт дорог. Зачем эти деньги оттуда забирать? Мы предложили по-другому: давайте мы найдем 300 млн грн и вы найдете такую же сумму, но капитальный ремонт будет делать не Облавтодор, а частные подрядчики, которых определит тендер, а дарить деньги насквозь коррумпированной и неэффективной структуре - это маразм. Нас обвинили в том, что мы не хотим давать средства, хотя другие области на такое предложение соглашались.
- Так что у нас в этом году будет с дорогами?
- С дорогами Облавтодора ничего хорошего не будет. С дорогами, которые находятся в коммунальной собственности, которыми занимается либо область, либо города, все будет нормально. И будет сделано больше, чем в прошлом году — уже 300 млн грн в областном бюджете заложено на капитальный ремонт внутри населенных пунктов. Это больше, чем в прошлом году. Такая же ситуация и по местным бюджетам.
Кроме этого, бюджет Укравтодора в этом году составляет порядка 17 млрд грн. Службе автомобильных дорог в Днепропетровской области собираются выделить в этом году 100 млн грн. Что можно сделать на 100 млн грн при том, что в прошлом году Службе выделили 154 млн грн и при том что часть этих денег тратится на содержание этих двух чудных организаций?
- Такие дороги как Киев-Никополь, Днепропетровск-Кривой Рог, трассы в сторону Николаева, Одессы и Херсона останутся в прежнем состоянии?
- Решение здесь простое: или передать ремонт дорог на места, и мы сами будем искать средства и контролировать их расходование, либо самим отремонтировать дороги. На примере ул. Рабочей нам важно было понять — можно ли качественно сделать дорогу с существующим подрядчиком или нет. Оказалось, что можно, если нормально контролировать процесс. Но «Укравтодор» ни сам дороги не ремонтирует, ни нам не дает. При этом сокращает количество средств, которые выделяет на содержание дорог.
- Будет ли область в 2016 году ремонтировать дороги Днепропетровска, как это было с ул. Рабочей в 2015?
- Позиция главы области Валентина Резниченко - в этом году уделить максимум внимания тем населенным пунктам и районам, у которых собственных денег для капитального ремонта дорог недостаточно. У Днепропетровска в этом году должен быть хороший, сбалансированный бюджет, в котором денег на ремонт дорог достаточно. Поэтому, ОГА сосредоточится на других населенных пунктах.
До конца не поверив Юрию Голику, что более 400 млн бюджетных гривен на ремонт дорог “исчезли” в неизвестном направлении или просто не появились, а хороших дорог области в 2016 году не видать, мы обратились за комментарием к замначальнику Облавтодора Ивану Лебединскому. «Облавтодор не является распорядителем бюджетных средств, поэтому комментировать результаты тендера не могу, - заявил представитель Облавтодора. – Будет ремонт дорог в этом году или не будет, пока тоже не понятно, потому что нас еще не вызывали в Киев на заслушивание планов финансирования. Наши предложения уже готовы, мы отправляем своего представителя в Днепропетровскую облгосадминистрацию, чтобы вместе решить какие дороги в области нужно ремонтировать. Результаты наших переговоров в ОГА пойдут в Киев на утверждение».
Иван Лебединский сказал: из 100% того, что необходимо сделать на дорогах области, деньги выделяются только на 10%. «Поэтому из всех предложений нужно выбрать стратегически необходимые для территории области объекты, - сказал представитель Облавтодора. – Сегодня еще нет итогового документа по финансированию. Есть только промежуточный бюджет, поэтому сколько будет в итоге выделено средств — никто не может сказать точно».
Ирина Логуш