Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?

Сергій Некто

Ежедневные смотрины нефтяных котировок на мировом рынке уже стали чем-то обязательным для  экономически продвинутых украинцев, которые связывают обвал цен на нефть  с крахом российской агрессии и прекращением боевых действий на Донбассе.

По данным на вторник, 12 января, цены на черное золото вернулись к росту после падения до 12-летнего минимума. На межконтинентальной бирже в Лондоне (IntercontinentalExchange, ICE) нефть Brent (североевропейский эталонный сорт) с поставкой в марте торговалась по $ 32,16 за баррель.

Однако, этот рост вряд ли будет устойчивым, поскольку эксперты убеждены в долговременном избытке предложения нефти на мировом рынке из-за недостаточного роста экономики Китая.

Ключевые события, влияющие на котировки черного золота в 2016 году — возврат Ирана на мировой рынок черного золота и решение США, впервые за последние 40 лет разрешить экспорт добытой в стране сырой нефти.

Хотя последнее событие никак не повлияет на рынок количественно, любители конспирологических версий уверены, что дядя Сэм, таким образом, будет  управлять котировками в сторону их дальнейшего понижения.

Один из крупнейших американских инвестиционных холдингов Morgan Stanley вообще прогнозирует обвал нефти до $ 20-25 за баррель из-за укрепления доллара США вследствие того, что Федеральная резервная система США в декабре начала политику повышения учетной ставки (удорожания межбанковских кредитов) и собирается в текущем году провести по меньшей мере три таких повышения. Эксперты другого американского инвестбанка -  Goldman Sachs полагают, что по тем же причинам нефтяные котировки снизятся до $20 и даже до $15/баррель.

Между тем, украинским автолюбителям от всей этой глобальной экономической  тектоники ни холодно-ни жарко. Цены на бензин на АЗС остаются стабильными, как минимум, с апреля или даже с марта 2015 года.

 "Уважаемая редакция, прошу Вас разобраться в вопросе о цене на бензин, самый дешевый в Днепре 92 бензин стоит 18 грн. за литр, эта цена не меняется с того момента как цена на нефть стала стоить меньше чем 70 дол. за баррель, на сегодняшний момент его цена 33 дол. за баррель, и тут возникает вопрос почему цены на все что связано с нефтью не меняются?, - пишет нам читатель Влад Римский

Уважаемый, Влад, общеизвестно, что цены на бензин коррелируют с нефтью не на прямую. Это тоже самое, что сказать: раз бензин подешевел вдвое, значит надо вдвое понизить стоимость проезда в транспорте. На самом деле, в стоимости проезда заложены не только топливо, но и амортизация авто, зарплата водителю, налоги и т. д.

 

Но зависимость, однозначно, присутствует, и нам самим очень интересно, почему нефть дешевеет, а розничные цены на бензин — нет? Природа, ведь, не терпит пустоты. И очевидно, разница осталась где-то в цепочке производство-логистика-реализация или была изъята фискальной службой в виде дополнительных налогов.

В 2014 году, будучи губернатором Днепропетровской области, Игорь Коломойский, научил журналистов, как самостоятельно определять цену бензина.

 

По его словам, отправным пунктом для расчетов является цена Platts (Средиземное море), к которой добавляется стоимость перевалки и железнодорожной перевозки до нефтебазы, а затем перевозка бензовозом к конечной точке — АЗС. К себестоимости бензина также следует прибавить 20% НДС и акцизный сбор, перевести доллары в гривны, пересчитать тонны в литры и получить себестоимость бензина «на пистолете» заправочной станции.

Полтора года назад Игорь Валерьевич уверял аудиторию, что заработок крупных трейдеров, владеющих большими сетями составляет около $ 50 на тонне, а рентабельность их бизнеса - порядка 3%, что близко к западным меркам. Но сейчас можно говорить, что маржа нефтяных королей существенно выросла, как и налоги. А весь этот праздник жизни оплачивают простые автолюбители.

По словам аналитика компании Upeco Александра Сиренко, цена стандартного бензина А-95 на границе Украины сейчас колеблется $ 390-420/т. Но если взять среднюю цену за предыдущий месяц, то она была несколько выше - $ 435.

К ней надо прибавить акцизный сбор. С нового года правительство Украины проиндексировало действовавший ранее акциз - 202 евро/тонна на 13%. Таким образом, с учетом конвертации евро в доллар, платеж в казну увеличился до $ 249 за каждую тонну импортируемого бензина. Далее, умножаем на 1,2 — НДС.

Логистику до нефтебазы эксперт оценил в 600-800 грн/тонна, и еще 100-150 грн — необходимо заложить на хранение и логистику до АЗС.

Кроме того, c нового года Кабмин заменил действовавший в прошлом году 5% розничный налог на товары, реализуемые на АЗС, — фиксированной ставкой 0,042 евро (1,06 грн.) за каждый литр топлива, проданного в рознице.

Наши расчеты дают себестоимость доставки бензина А-95 на АЗС чуть более 20 тыс. грн/тонну. При плотности бензина 0,75 кг/м. куб. (1333 литра в тонне) получается чуть более 15 грн/литр. Плюс гривна местного розничного налога — это немного более 16 грн. Все что свыше — заработок владельца АЗС.

Эти расчеты примерно совпадают с январской ценой мелкооптовой реализации топлива, когда белорусский или российский бензин можно было приобрести по 16 грн/литр, а дизтопливо — по 13 грн./л.

Таким образом, рентабельность только розничной реализации топлива в Украине сейчас составляет 15-25%, а для крупных сетей, владеющих собственными нефтебазами и заправками она, вероятно, зашкаливает и за 30%.

Слабую же реакцию отечественного бензинового рынка на снижение нефтяных котировок можно объяснить как желанием крупных операторов больше зарабатывать, так и малым присутствием в рознице топлива, изготовленного из отечественной нефти, или черного золота, ввезенного в страну для дальнейшей переработки.

По мнению Александра Сиренко, пропорция составляет 20:80. Тогда как исходя из требований энергетической безопасности, надо бы не менее 50:50. В настоящее время из 6 украинских НПЗ работает только один — Кременчугский. С сентября 2015 года группа «Приват» отреагировала на снижение нефтяных котировок и начала ввозить нефть для изготовления собственного бензина и дизтоплива.

Вот и выходит, если стоимость нефти в готовой продукции составляет порядка 60%, то украинские НПЗ вполне могли бы залить украинского потребителя бензином по 15 грн. за литр, а возможно и дешевле. Но не делают этого. Почему? Вопрос этот стоит задать не только бизнесу, но и чиновникам, которые в отличие от правительства США явно не дооценивают эффект снижения стоимости топлива на оживление собственной экономики.

По крайней мере, на ценовую ситуацию на розничном рынке нефтепродуктов Украины,  хоть и с большим опозданием, (это делать можно было еще в ноябре-декабре 2015 года) отреагировал профильный министр Владимир Демчишин, организовав встречу с крупными операторами в среду 13 января. Непонятно, почему до сих пор хранит молчание Антимонопольный комитет Украины, который ранее был рупором правительства по ценам на топливо.

Семен Новиков

No ad for you