Почему Днепр не летает: как аэропорт стал частным и можно ли его вернуть государству

Почему Днепр не летает: как аэропорт стал частным и можно ли его вернуть государству

3 июня в медиацентре Информатор адвокат Елена Доненко рассказала, как аэропорт Днепра стал частным, почему у нас так мало рейсов и есть ли этому решение.

Что планировали сделать с аэропортом Днепра в 2008 году

«Все началось с того, что в марте 2008 г., еще за премьерства Юлии Тимошенко, была принята Концепция развития украинских аэропортов до 2020 года. Одним из пунктов этой концепции определялось, что аэропорты Днепропетровск, Борисполь, Бердянск и Львов, которые на тот момент находились в государственной собственности, должны были остаться в государственной собственности. Что касалось частных аэропортов, то было установлено, что в любом случае аэродромы должны принадлежать только государству, и не могут передаваться в частные руки, – говорит адвокат Елена Доненко.

В мае 2008 г. собирается заседание СНБО, на котором принимается решение о том, что госпредприятие авиакомпания «Днеправиа», которое соединяло в себе и авиакомпанию, и целостный имущественный комплекс аэропорта Днепропетровск, нужно разграничить. В частности, превратить целостный имущественный комплекс в отдельное госпредприятие. В этом решении даже было установлено, что оно будет называться госпредприятие «Международный аэропорт Днепропетровск», а авиакомпания должна остаться отдельно со своими самолетами и всем имуществом, и уйти в приватизацию. Таким образом, аэропорт остается государственным, а авиакомпания становится частной. Создать такое госпредприятие нужно было в течение одного месяца. Но этого сделано не было».

Как государственный аэропорт стал частным в 2009 году

«В феврале 2009 г. опять собирается заседание СНБО и принимает уже новое решение, в котором вносит изменения в свое предыдущее решение. Пункт, где было разграничение аэропорта и авиакомпании, вообще убирается. Вместо него принимается новая редакция, которой позволяется приватизация авиакомпании «Днеправиа» со всем тем, что было на ее балансе с целостным имущественным комплексом.

В августе 2009 г. произошла приватизация и все имущество, включая аэродром, рулежные дорожки, перрон, радиомаячная станция, ушло в частные руки, хотя даже в этом решении СНБО было сказано, что взлетно-посадочная полоса и радиомаячная станция должна быть передана государству, – продолжает адвокат.

Сейчас уже 2021 г., и с тех пор государству до сих пор не была передана взлетно-посадочная полоса, потому что по одной информации она якобы была на балансе Министерства инфраструктуры, которое отвечает, что у него ее нет на балансе. Вторая информация была о том, что полоса передана на баланс Министерства обороны. Даже когда был судебный процесс, где оспаривалась приватизация «Днеправиа», то тогда Министерство обороны привлекалось третьей стороной якобы как собственник этой полосы. Но оказалось, что на балансе Министерства этой полосы также нет. Таким образом, статус единственной взлетно-посадочной полосы вообще не определен, хотя Госавиаслужба дает нам пакет документов относительно аэропорта, в котором называет аэродром структурным подразделением частной фирмы «Международный аэропорт Днепропетровск». Это противоречит и концепции развития, и всему законодательству, потому что это не может быть в частных руках».

Может ли аэропорт Днепра вновь стать государственным

«У жителей Днепра уже сложилось мнение о том, что у нас есть такая ситуация с аэропортом, он частный, и мы не можем оттуда летать, и уже прошли все суды, с этим сделать ничего нельзя. Но сейчас мы знаем, что история с заседаниями СНБО – это у нас самая трендовая история. Таким образом, выявлен новый механизм возобновления нарушенного права государства и территориальных общин. Мы уже видим и не будем обсуждать, насколько это законно, но самое главное в этой ситуации, что мы видим, что этот механизм работает, и нарушенные права государства возобновляются внесудебным способом. И это, естественно, хорошо.

На сегодня одно заседание СНБО отменит решение СНБО 2009 года, которым вносились изменения, и останется действовать первичная редакция решения СНБО, в которой в месячный срок нужно будет разграничить авиакомпанию и аэропорт. Какая разница, что сейчас это одно и тоже предприятие с тем же самым кодом ЕДРПОУ. Единственное, что поменялось – это собственник. Раньше это было государство, а сейчас это частное лицо. Это абсолютно не влияет на то, что решение СНБО необходимо выполнять. Таким образом, в частной собственности останется авиакомпания и уйдет в государственное – предприятие, как это было задумано концепцией развития. Дальше уже государство будет принимать участие в его развитии».

Почему из аэропорта Днепра вылетает мало рейсов

«На данный момент из нашего аэропорта регулярно летают самолеты только на Киев и еще некоторые чартерные, сезонные рейсы. Это очень странно, ведь когда кто-то получает в частную собственность такой огромный актив, логично, что его будут использовать дальше в хозяйственной деятельности для получения прибыли, потому что это дорогой актив, за него были уплачены деньги. Также были взяты на себя обязательства о том, что аэропорт нужно развивать, – отмечает Елена Доненко.

У нас миллионный город, а если приплюсовать область, то потенциал огромный для этого предприятия. Но за более чем 10 лет мы видим, что не было сделано ничего, чтобы хоть как-то с этой истории зарабатывать. То есть этот аэропорт стал частным в самой сути этого определения – это аэропорт одного человека. Грубо говоря, собственник аэропорта может летать куда угодно.

Что касается перевозчиков, то ситуация следующая. Для того чтобы авиаперевозчик мог залететь в какой-то аэропорт Украины, он должен в первую очередь, даже до получения разрешения Госавиаслужбы, согласовать определенные моменты непосредственно с аэропортом: слоты, время влета и вылета, наземное обслуживание (т.е. кто будет мыть и заправлять самолет). Так вот, авиакомпании «Люфтганза» , «Туркиш Эйрлайнс» и «Белавиа», которые в свое время летали из Днепра, обращались с тем, чтобы утвердить слоты, но им отказывали. При этом причины были абсолютно надуманными, вплоть до того, что «мы не можем запустить вашу авиакомпанию, потому что у нас в аэропорту не хватает людей, которые могли бы обслуживать ваш самолет».

Когда у нас запретили рейсы с России, «Белавиа» зашла абсолютно во все аэропорты Украины, потому что через Минск у нас летает много людей, которым нужно в Россию. И только аэропорт Днепр, и аэропорт Ивано-Франковск, у которого тот же собственник, что и у нашего аэропорта, остались без этой авиакомпании. На сегодняшний день мы слышим обещания, что, то какая-то греческая авиакомпания заходит, то еще что-то. Но как летал у нас Киев год назад, так и летает сейчас».

По мнению Елены Доненко, причина, почему из Днепра летает так мало самолетов, заключается в том, что это исключительно воля собственника аэропорта, который не заинтересован в том, чтобы получать с него прибыль, и существенно ограничивает права территориальной общины Днепра в плане свободного авиапередвижения.

Елена Морозова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.