Почему компания Васадзе остановила выпуск Lanos

Сергій Некто

Эпоха самой востребованной в Украине модели авто закончилась. Мнения почему так произошло разделились: одни утверждают, что проблема в плохом управлении, а другие говорят о неконкурентных преимуществах и открытых границах.

Почти 20 лет отечественный производитель ЗАЗ (корпорация «УкрАвто» Тариэла Васадзе – авт.) имел преференции от государства. По данным издания «Бизнес Цензор», с 1998 по 2005 год ЗАЗ не платил НДС, с 2005 по 2009 год действовала пошлина на ввоз авто в размере 25%. После 2009 года ЗАЗ получил фору за счет введения акциза на бывшие в употреблении авто, а с 2010 по 2013 год действовал экологический сбор.

Интересы своего производства в ВР защищал собственник автоконцерна – Тариэл Васадзе, когда был народным депутатом. Именно он в 2009 году внес предложение повысить таможенные пошлины на заседании правительства.

В интервью Тариэл Васадзе заявил, что сейчас производство на заводе практически остановилось. Виной тому непродуманная, часто меняющаяся налоговая политика государства и тот факт, что «импортеры могут позволить себе завозить узаконенную контрабанду». При этом, главным импортером авто в Украину считается корпорация «УкрАвто». «Насчет того, что марка (Lanos - авт.) себя дискредитировала, я не согласен, - сказал в интервью изданию «Бизнес Цензор» Тариэл Васадзе. - А продажи падают, потому что дешевле купить поддержанную «евробляху», не заплатив ни копейки налога. Обращаю ваше внимание, что продажи новых автомобилей в Европе растут. Почему? Потому что украинцы вывозят оттуда старые автомобили, а европейцы покупают новые машины. Когда в Европе автомобиль сдается на утилизацию, собственник обязан заплатить деньги. А тут еще ему доплачивают, чтобы он избавился от старого автомобиля. Какая большая радость…».

По данным, которые привел в интервью Тариэл Васадзе, вместо 150 тыс. автомобилей в год завод производит 1,5 тыс. машин в год. Годовой убыток от простоя ЗАЗа обходится примерно в 120 млн грн. Выручка в 2016 году составила 560 млн грн. При этом, с 2007 года ЗАЗ заплатил в бюджет около 7,6 млрд грн налогов, а заработной платы было выплачено около 3 млрд грн.

Почему преференции не пошли на пользу?

В плохом результате ЗАЗа журналист и блогер Денис Казанский винит именно руководство компании. «Продажи новых авто в Украине за 10 месяцев этого года выросли на 25 процентов. Росли все, кроме ЗАЗа. Причем узбекская компания Ravon (бывший УЗ-Дэу) увеличила продажи сразу на 1500% и не жалуется на евробляхи и кризис, а ЗАЗ не способен нормально продавать авто даже в собственной стране. Про экспорт я даже не говорю, - пишет Денис Казанский на своей странице в ФБ. - На самом деле все это печально. Думаю, ЗАЗ мог бы работать не хуже узбеков, если бы у руководства завода руки росли из правильного места. Но у нас все идет к тому, что очередной бездарный олигарх просто угробит очередное производство и расскажет, что в этом виноваты все, кроме него».

На это Тариэл Васадзе ответил, что украинцы поддерживают гривней узбекский Ravon, потому, что правительство освободило завод от всех налогов. «Представьте себе, что сегодня мы имели бы похожие льготы, как производитель в Узбекистане и начали поставлять произведенные у нас автомобили в Германию. Да нам бы сразу перекрыли границу», - сказал собственник «УкрАвто».

О том, как Тариел Васадзе заливает деньги в российскую экономику – читайте здесь. О том, стоит ли реанимировать украинский автопром – читайте здесь.

Ирина Логуш

No ad for you