Почему легализация игорного бизнеса в Украине может не сработать и как этого избежать

Почему легализация игорного бизнеса в Украине может не сработать и как этого избежать

3 октября, на пресс-конференции в медиацентре «Информатор Киев» государственная уполномоченная АМКУ в 2015-2019 годах Агия Загребельская рассказала о том, почему готовящийся законопроект о легализации игорного бизнеса может не сработать, и как этого избежать.

Официальных текстов законопроектов еще нет

По словам Агии Загребельской, еще ни один законопроект по этой теме не принят и даже официально не зарегистрирован в Верховной Раде.

«Тема эта очень актуальна, и хорошо, что президент Зеленский поставил точку во всех разговорах надо легализовать игорный бизнес или нет. Сегодня все знают, что мы идем в направлении легализации, и это правильно. Но мне кажется, что уже в самом начале совершена существенная стратегическая ошибка, которую еще не поздно исправить. Она заключается в том, что мы все обсуждаем какие-то проекты законов, официальных текстов которых еще нет. Официальных текстов ни депутатского законопроекта, ни законопроекта Кабмина, ни законопроекта офиса президента, если таковой вообще будет, мы не видели. Все, что сегодня активно обсуждается, является неофициальными текстами, поэтому не до конца понятно, а что, собственно, мы обсуждаем.

По моему мнению, сначала надо было опубликовать официальный текст для обсуждения или хотя бы его ключевые позиции легализации игорного бизнеса в стране, а потом уже начинать его обсуждение. Поэтому хорош законопроект или плох, и о каком именно законопроекте идет речь, сегодня говорить сложно», - сказала Агия Загребельская.

Для чего нужна легализация игорного бизнеса

«В 2008 году депутатами Верховной Рады было принято неправильное и популистское решение о полном запрете всего игорного бизнеса, кроме лотереи. Это привело к тому, что бизнес ушел в тень. Если мы посмотрим на практику развитых стран, где в свое время запрещали игорный бизнес, это нигде не приносило запланированных результатов. Полный запрет сработал только в странах ислама и иудаизма, где он оказался подкрепленным религиозными убеждениями населения.

Азартный бизнес относится к категории аддиктивных товаров, к которым относятся также алкоголь, табак, все наркотические вещества, в некоторых странах еще и энергетические напитки. Это – товары, которые имеют минусовую ценность для человека, поскольку не приносят ему никакой пользы. Они вызывают болезненную зависимость у лиц их потребляющих, и они уже не могут от потребления такого товара отказаться. Эти товары могут вызывать спрос на их потребление, который намного превышает все нормальные рамки. Поэтому потребление таких товаров осуждается большинством общества.

Для чего же тогда страны легализуют потребление аддиктивных товаров? Для полного и жесткого контроля государством за оборотом таких товаров в обществе, а не криминалитетом. Любой запрет оборота аддиктивного товара приводит к тому, что фактически такой товар никуда не исчезает, но его оборот контролируется криминалитетом.

По словам Агии Загребельской легализация нужна для полного и жесткого контроля государством за оборотом игорного бизнеса, а не криминалитетом.
По словам Агии Загребельской легализация нужна для полного и жесткого контроля государством за оборотом игорного бизнеса, а не криминалитетом.

Легализация оборота аддиктивного товара в обществе – компромисс между той частью общества, которая, если говорить об игорном бизнесе, играет и той частью общества, которая не играет. В результате такого компромисса государство устанавливает контроль над оборотом такого товара и обеспечивает относительную безопасность потребления такого товара. Чтобы те лица, которые играют, имели возможность играть легально, безопасно, чтобы игроманы не допускались к игре, а та часть общества, которая не играет, получала некоторую сатисфакцию от игорного бизнеса в виде налогов, целевых проплат на спорт, медицину и так далее.

Поэтому на начальном этапе легализации очень важно, чтобы как можно большее количество людей было привлечено к этому процессу. Чтобы люди понимали, для чего надо легализовать игорный бизнес, какую пользу не играющая часть населения, а таковых абсолютное большинство, получит от этой легализации. Как государство будет обеспечивать интересы семьи играющего человека, чтобы он не проиграл последние деньги семьи.

Сегодня обсуждение идет не со всем обществом, а с фактически нелегальным игорным бизнесом, для которого игра – прибыльное капиталовложение. Привлечены чиновники, которые в большей части ничего не понимают в рынке азартных игр, поскольку этот рынок уже 11 лет находился полностью в тени, и просто не осталось экспертов, понимающих, что и как на этом рынке надо делать, чтобы интересы всех были соблюдены. Поэтому рассчитывать на то, что законопроект будет написан так, чтобы став законом, он защищал интересы всего общества в целом, очень трудно.

Поэтому в группе обсуждения законопроекта должны находиться специалисты, которые бы лоббировали интересы наших граждан, в первую очередь. Легализация осуществляется не целью того, чтобы игорный бизнес продолжал зарабатывать, не с целью того, чтобы наполнения бюджета налогами от игорного бизнеса, не с целью того, чтобы поставить галочку в требованиях МВФ построения либерального демократического общества в Украине, а с целью защиты интересов неиграющих граждан.

Если мы говорим о полноценных казино, то нет ничего плохого в том, что богатые и очень богатые люди идут и проигрывают там какие-то свои деньги. Потом часть этих проигранных денег пойдет на развитие спорта, медицины, образования, где эти деньги будут совсем не лишними.

Если мы говорим о лотерее, то она особой зависимости не вызывает, и запрещать лотерею нелогично вообще. Во всем мире лотерея – развлечение, люди дарят друг другу лотерейные билеты. Лотерея – абсолютно белая разновидность игорного бизнеса. Но если запретить все другие виды игорного бизнеса и разрешить только лотерею, как было сделано в 2008 году, то весь остальной нелегальный игорный бизнес, учитывая его высокую прибыльность, тут же мимикрирует под лотерею, что у нас и произошло», - пояснила Агия Заграбельская.

Что делать игроманам и членам их семей

«Государство в 2008 году самоустранилось от контроля над азартным бизнесом. Поэтому учет игроманов с тех пор и не ведется, поскольку официально игорного бизнеса в стране как бы нет. И что получилось? Мы видим кучу игорных залов, замаскированных под лотерею, а рядышком – ломбард, принимающий не только золотые украшения, но любую бытовую технику. Явление совершенно ненормальное. В развитых странах, где игорный бизнес разрешен, запрещено размещение не то, что ломбарда рядом, но даже банкомата ближе 500 метров от игорного заведения.

Почему легализация игорного бизнеса в Украине может не сработать и как этого избежать 2

Государство не знает, сколько в стране реально игроманов, которых надо лечить. Не занимается их реабилитацией и профилактикой. Отсутствуют какие-либо юридические инструменты для недопуска таких лиц в игорные заведения. Государство обязано такие юридические инструменты создать», - говорит Агия Загребельская.

Легальному игорному бизнесу в Украине быть или нет

«Однозначно быть. Вопрос только в том, когда и как? Сегодня есть все условия, чтобы это было сделано в ближайшее время. Но крайне важно, как это будет сделано. Потому что если мы сделаем некачественную легализацию игорного бизнеса, то через несколько лет его снова запретят.

Если легализацию проведут качественно, то в бюджет поступят дополнительные деньги, мы сможем защитить семьи, в которых есть игроманы, мы сможем финансировать за счет игорного бизнеса хорошие проекты.

Сегодня, когда приезжает серьезный иностранный инвестор, знающий, что игорный бизнес в Украине запрещен, то пройдя по улице и посмотрев на обилие этих «лотерей», начинает понимать, что законы тут не работают вообще.

И таких - тысячи по всей стране
И таких - тысячи по всей стране

Поэтому я очень хочу, чтобы депутаты и президент, принимая и подписывая закон о легализации игорного бизнеса, понимали, что он должен полностью исключить возможность игры игроманами и несовершеннолетними. Чтобы деньги, идущие от игорного бизнеса в виде целевых отчислений, поступали не в какие-то фонды, откуда их чиновники снова разворуют, а непосредственно на проекты. И люди знали, сколько, например, детских стадионов построено в городе за счет казино. И еще, чтобы они не слушали тех, кто говорит, что сначала давайте запустим «мягкий» вариант легализации, а то бизнес не выйдет из тени. Нет, государственные инструменты контроля за игорным бизнесом должны быть жесткими с самого начала», - уверена Агия Загребельская.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.