8 апреля, в Киеве Фонд «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» презентовал результаты исследования на тему того, как украинские избирателей из разных слоев населения голосовали в первом туре выборов президента.
Национальный экзитпол во время первого тура президентских выборов 2019 года проводился Фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» в рамках проекта «Национальный экзитпол, который осуществлялся при поддержке программ содействия общественной активности «Долучайся!», Агентством США по международному развитию (USAID), представительством Европейского Союза в Украине, Международным фондом «Возрождение» и посольством Канады в Украине.
По словам директора Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» Ирины Бекешкиной, результаты проведенного экзитпола показали, что их результаты оказались наиболее близки к показателям ЦИК.
«21 апреля мы будем проводить второй тур экзит-пола. Все анкеты первого тура собраны, обработаны по возрасту, полу и уровню образования опрошенных людей. Мы можем точно доложить вам, кто за кого и как голосовал. Перед вторым туром президентских выборов, на наш взгляд, это – очень полезная информация, по которой можно делать определенные прогнозы», - сообщила Ирина Бекешкина.
По словам доктора философии, эксперта Киевского международного института социологии Светланы Хуткой, всеми компаниями была проделана хорошая работа.
«Во всех регионах страны, кроме Западного, победителем стал Владимир Зеленский. В Западном регионе первую позицию получил Петр Порошенко (26%), далее идет Владимир Зеленский (22%). Затем идет Юлия Тимошенко (18%), Анатолий Гриценко (13%), Олег Ляшко, Игорь Смешко и Руслан Кошулинский. Юрий Бойко и Александр Вилкул в этом регионе практически поддержки не получили. В Центральном регионе с результатом 28,5% лидером стал Владимир Зеленский. Далее идут Петр Порошенко (19,5%), Юлия Тимошенко (17%). Южный регион стал ключевым по результатам Владимира Зеленского, где его поддержали 42% проголосовавших. На втором месте Юрий Бойко (15%), далее идут Петр Порошенко (11%), Юлия Тимошенко (9,5%). Поддержка Александра Вилкула, Игоря Смешко и прочих кандидатов была значительно меньше. В Восточном регионе лидером также стал Владимир Зеленский (31%). Не сильно от него отстал Юрий Бойко (27%). Далее шли Александр Вилкул, Петр Порошенко и Юлия Тимошенко», - сказала Светлана Хуткая.
По словам Светланы Хуткой, в областных центрах и городах с населением 100 тысяч и выше уверенно лидировал Владимир Зеленский – в среднем 39%. Значительно более скромный результат он показал в селах и малых городах – до 27%. В областных центрах, после Зеленского, идут Порошенко, Тимошенко, Смешко и так далее. А вот Олега Ляшко в областных центрах поддержало всего 1,4% избирателей. Еще одной особенностью крупных городов оказалось то, что относительно высокие позиции получили Бойко и Вилкул. А Юлия Тимошенко наоборот вышла в лидеры в селах и малых городах, обойдя там Порошенко и Зеленского. Более того, на второе место там вышел Олег Ляшко.
«Электорат Петра Порошенко (52,6%), Юлии Тимошенко (59,7%) заранее определились со своим выбором. В то время как симпатики Зеленского (39%) не определились со своим выбором заранее. Основной свой электорат Владимир Зеленский набрал уже в ходе избирательной кампании», - сказала Светлана Хуткая.
На этом аспекте остановился заместитель директора социологической службы Центра Разумкова Михаил Мищенко.
«Вполне прогнозируемо стало то, что молодежь (18 – 29 лет) в основном поддержало Владимира Зеленского. Хотя уровень активности молодежи, как всегда, был не слишком высоким, даже ниже, чем в 2014 году, когда таковых на избирательные участки пришло 49%, а на этих – всего 40% людей этой возрастной категории. Уровень активности других возрастных групп был существенно выше. Избиратели от 30 – до 39 лет – 65%, 40-49 лет – 71%, 50-59 лет – 73%, избиратели 60 и более лет – 80%. Интересно, что люди самой старшей возрастной группы на этих выборах голосовали активнее, чем на выборах 2014 года, когда таковых на избирательные участки пришло около 65% избирателей. Кстати, 51% из людей этой возрастной категории проголосовали за Юрия Бойко.
В Харьковской, Запорожской, Одесской, Днепропетровской, Николаевской и Херсонской областях, избиратели которых традиционно голосовали в прошлые годы за Партию регионов, в этом году значительно увеличилась активность избирателей – на 10-15% по сравнению с выборами 2014 года. А вот в западных областях активность избирателей снизилась. В Ивано-Франковской области – на 12%, в Тернопольской – на 10,5%, во Львовской - на 9%. Объясняется это массовым выездом после обретения безвиза с ЕС «заробитчан» на заработки в Европу.
Так, вот, основной электорат Зеленского, несмотря на массовую поддержку молодежи, составили люди от 30 до 39 лет – 29%. А вот среди самой старшей возрастной группы этого кандидата поддержали всего 12%. Основной электорат Ляшко проживет в селах – 62% голосов, отданных за него. Кстати, всего 12% людей с высшим образование отдали свои голоса за этого кандидата. Основной его электорат имеет среднее образование. 43% избирателей, отдавших свои голоса Тимошенко, также проживают в сельской местности», - рассказал Михаил Мищенко.
По словам Ирины Бекешкиной, результаты этой президентской кампании будут предметом пристального изучения социологами, поскольку они разительно отличаются от результатов предыдущих кампаний, что говорит о существенной трансформации общественного сознания.
«Меня же сильнее всего поразило то, что Зеленский набрал 57% голосов среди молодежи до 30 лет. На втором месте в этой возрастной категории Порошенко – 14%, Тимошенко – 7%. Больше они ни за кого не отдавали свои голоса.
Среди студентов ему голоса отдали 42% проголосовавших, за Порошенко – 17%, Тимошенко – 10%, Бойко – 7%, за остальных – еще меньше. В остальных возрастных категориях Зеленский набрал: 30-39 лет – 45%, 40-49 лет – 35%, 50-59 лет – 22%.
Особенно впечатлил его рывок, поскольку изначально за него собирались голосовать всего 40% избирателей, отдавших в итог за него свои голоса. Этот феномен надо серьезно исследовать. Кто станет президентом – увидим, но это – сигнал для всех политиков о том, что политику надо существенно менять. В ее нынешнем виде она молодежью практически совершенно не воспринимается.
Второй феномен – «Новый курс» Юлии Тимошенко народ не сильно впечатлил, особенно в крупных городах. Третий феномен – высокий результат Игоря Смешко, ведь изначально за него собирались проголосовать всего 22% тех избирателей, кто в конце концов отдал ему свои голоса. Основной свой электорат он набрал уже в ходе избирательной кампании», - высказала свое мнение Ирина Бекешкина.
Алексей Логинов