Обычно мы не перепечатываем чужие расследования, а проводим свои. Но эта история, рассказанная на сайте «Наші гроші» так нас поразила, что мы решили опубликовать ее у себя.
После угрозы тюремного заключения фаворит дорожных тендеров отдал половину своей фирмы окружению Коломойского, и теперь фирма получит более двухсот миллионов от мэрии Филатова.
В Днепропетровске существует «Украинско-польское предприятие с иностранными инвестициями «УПС ». На днях оно выиграло суд первой инстанции о взыскании 204,64 млн. грн. долга с Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Днепропетровского горсовета.
Казалось бы, обычный скучный спор хозяйствующих субъектов. Фирма выполнила работы, а мэрия вовремя не рассчиталась. Однако всё оказалось гораздо фееричнее. Оказывается, мэрия проиграла дело по долгам времен Януковича, когда в стоимость подрядов «зашивали» невероятные суммы. А самое пикантное в этой истории то, что возглавляемая «приватовцем» Филатовым мэрия заплатит сотни миллионов фирме, у которой накануне судебного приговора 50% уставного капитала отошло окружению другого конфидента Коломойского.
Чтобы оценить всю красоту истории, обо всем – по порядку.
Когда-то совладельцем «УПС» была польская фирма «ПУС», но она вышла из состава учредителей еще в 2006 г. С тех пор единственным владельцем «УПС» был Тарас Палий. Сын того самого Николая Палия, который в первой половине «нулевых» возглавлял ГП «Днепропетровский облавтодор». Сын пошел по стопам отца и получил бизнес, связанный с ремонтом дорог за бюджетные средства.
С 2008 года компания выиграла госзакупки на 2,25 млрд. грн. Львиная доля этих контрактов получена в Днепропетровской области во времена президентства Виктора Януковича. После назначения губернатором Игоря Коломойского компания «УПС» и ее партнеры по-настоящему почувствовали смену власти.
В июне 2014 года произошло громкое задержание тогдашнего начальника Департамента капстроительства мэрии Владимира Лысого и Тараса Палия. В частности, был проведен обыск в роскошном особняке с бассейном, владельцем которого – при задекларированном годовом доходе в 80 тыс. грн. – был коммунальщик.
По данным местных СМИ, речь шла об эпизоде трехлетней давности. Лысому и Палию инкриминировали хищение 13 млн. грн., присвоенные во время ремонта дорог в 2011 году, когда мэрия официально принимала значительно большие объемы работ, чем было выполнено на самом деле.
На задержании Лысого тогда активно пиарился заместитель губернатора Святослав Олейник (на фото), который озвучил размеры «откатов» на ремонтах дорог, полученные облгосадминистрацией, правоохранительными органами, казначейством.
«Деньги из городского бюджета, проходя всего лишь через одного победителя тендера, сразу падают в «яму» - фиктивные фирмы. Объем («откатов» - авт.) у них – 30% - 50% от суммы, которая выделяется», - заявил тогда Олейник.
Чиновник также предоставил журналистам список победителей тендеров мэрии и субподрядчиков, через которых выводили деньги. Также Олейник тогда сказал, что, мол, к самим победителям тендеров он якобы претензий не имеет.
«Мы хотим «отмыть» все эти структуры, имеющие реальные активы, и запустить их на настоящие, честные тендеры», - сказал Святослав Олейник.
Полтора года спустя событий можем констатировать, что Олейник свое слово сдержал. Структуры «отмыли», кто бы что там ни имел в виду.
Но не будем спешить и вернемся к уголовному делу в отношении Лысого и Палия. Когда оно дошло до суда, то вместо «присвоения, растраты и завладения имуществом путем злоупотребления служебным положением» (а это долгие годы тюрьмы с конфискацией имущества), подозреваемым «светило» наказание лишь за служебную халатность, а сумма убытков уменьшилась до 2,85 млн. грн.
Больше того – через год после задержания, то есть в июне 2015 года, Лысого и Палия вообще амнистировали, а дело – закрыли.
Произошло это по ходатайству адвокатов подозреваемых. Защитник Владимира Лысого апеллировал к тому, что «с момента преступления прошло более четырех лет, подзащитный раскаялся, способствовал раскрытию преступления и возместил ущерб, является лицом преклонного возраста, болеет сахарным диабетом, страдает от гипертонии и сердечных недугов, а так же имеет престарелую мать на иждивении». Кроме того, Лысый уже уволился с должности начальника департамента капстроительства и, дескать, перестал быть общественно-опасным лицом.
Тарасу Палию из фирмы «УПС» также удалось избежать наказания, поскольку он «имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь, признал свою вину и компенсировал причиненный ущерб».
Параллельно с этим делом в отношении Палия с октября 2014 года открыли еще одно уголовное производство, связанное с работами по реконструкции моста через реку Волчья в Павлограде Днепропетровской области. Палия подозревали в присвоении 1 млн. грн. бюджетных средств. Но следователи со временем снова размякли, заменив подозрения в тяжких преступлениях на «расхождения между актами выполненных работ и их реальными объемами» и уменьшив сумму этих «расхождений» в семь раз – до 145 тыс. грн.
Из реестра судебных решений известно, в сентябре 2015 года Палию и его адвокату сообщили о завершении расследования и предложили ознакомиться с материалами дела. Но Палий отключил телефон и просто исчез. В связи с этим владельца фирмы «УПС» объявили в розыск.
За несколько дней Тарас Палий, пожалуй, кое-что понял о своем будущем и пришел к правоохранителям с повинной. В итоге 2 октября 2015 года его освободили от уголовной ответственности, и закрыли дело. Суд учел его искреннее раскаяние, возмещение ущерба и помощь в расследовании преступления. Кроме того, суд принял во внимание, что Палий привлекается к уголовной ответственности впервые, ибо по предыдущему делу он был амнистирован, а не отправлен за решетку.
Согласитесь, что 2015 год в жизни Тараса Палия прошел очень бурно. Но его приключения выглядели бы незавершенными без последнего штриха.
24 декабря 2015 года единственный владелец «УПС» на протяжении многих лет Тарас Палий уступил половину своего предприятия словацкой фирме «Арограф». И после этого на «УПС», наконец, посыпались «пряники».
Спустя всего неделю после смены собственников «УПС» подал иск в суд о взыскании с Днепропетровского горсовета 204,64 млн. грн. долга за строительство автодороги на участке от ул. Кайдакский шлях до трассы Киев-Луганск-Изварино в 2011-2014 гг. А 16 февраля «УПС» получил положительное решение в первой инстанции. Подавалась ли апелляция, пока неизвестно, но на подачу такого заявления горсовет имел 10 дней.
Однако после изучения особенностей фирмы, которая стала новым совладельцем «УПС», у нас нет твердой уверенности, что мэрия Филатова полезет из кожи вон, чтобы победить в этом деле.
В украинском реестре бенефициаром словацкой фирмы числится гражданка Австрии Рафаэлла Татарски. Однако это устаревшие данные. Поскольку, по данным словацкого реестра, фрау Татарски была владелицей фирмы в 2007-2011 гг. А с июня 2012 года единственным собственником «Арографа» является Ирина Гуназа из села Судановка Днепропетровской области.
Ирина Гуназа – это контактное лицо днепропетровской городской организации партии «Украина будущего» Святослава Олейника. Это тот самый заместитель Коломойского, который обнародовал списки подрядчиков департамента капстроительства и обещал «отмыть» эти конторы для участия в честных тендерах.
Справка.
После назначения губернатором Игоря Коломойского на Ирину Гуназа было оформлено несколько фирм в Днепропетровской области. Например, крупный местный бизнесмен Алексей Зиновьев (машиностроение) в 2015 году оставил Ирине Гуназа фирму «Берег-А». Ранее, с 2013 года, они владели ей вместе.
Также с февраля 2015 года Ирина Гуназа является владелицей еще одной словацкой фирмы – «Proxima». Эта фирма выступает владельцем ООО «Долина Агро-СК», директор которого Людмила Третьяк баллотировалась в Солонянский райсовет Днепропетровской области от партии «Возрождение».
Еще в 2015 году Гуназа сумела приобрести немало недвижимости – зданий и земли – в Днепропетровской области:
Словом, имеем такую картину. Когда Филатов и Олейник были заместителями губернатора Коломойского, у Палия, у фирмы «УПС», возникла масса проблем с правоохранительными органами. Затем эти проблемы магическим образом исчезли, а Палий отдал половину фирмы барышне, связанной с Олейником. И теперь мэрия Филатова заплатит этой фирме сотни миллионов – и не только по старым долгам.
«УПС» остается крупнейшим подрядчиком по ремонту дорог в Днепропетровске. По данным Портала публичных финансов, только в сентябре-декабре 2015 года Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Днепропетровского горсовета перечислил фирме «УПС» 57,55 млн. грн.
Потому можно смело констатировать, что окружение Игоря Коломойского в борьбе с коррупцией не изобрело ничего нового взамен того, чтобы включать в систему своих людей. Выходит, на одного честного подрядчика на дорогах Днепропетровска точно станет больше.
И еще одна милая деталь. Летом 2014 года Госфининспекция выявила, что мэрия переплатила фирме «УПС» 46,76 млн. грн. С тех пор ГФИ пытается вернуть эти деньги в бюджет города. Но против выступает и сама фирма, и профильный департамент горсовета.
И мы даже догадываемся, почему.
Ирина Салий