19 января Верховная Рада в первом чтении приняла закон «О присоединении к Протоколу о внесении поправок в пункт а) части первой статьи 1 и части первой и пункта b) части третьей статьи 14 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)» который на данный момент отправлен на подпись к президенту. И возможно многие не обратили бы своё внимание на эту новость, если бы не пост в facebook замминистра внутренних дел Анастасии Деевой, что наделал шуму среди водителей всей страны. Мы решили разобраться, в чем тут зрада.
Итак, согласно Договору об Ассоциации Украины и ЕС, законодательство нашей страны должно быть адаптировано (или, как говорят, «гармонизировано») с законодательством Европейского Союза. Принятый в первом чтении Закон является еще одним шагом в этом процессе.
Закон позволит МВД подготовить изменения в закон «Про дорожное движение», а после их принятия Верховной Радой внедрить в Украине соответствующую Директиву Европейского союза. Если быть точным, он напрямую касается выполнения Директивы 2008/68/ЕС принятой Европарламентом 24 сентября 2008 года. Она регулирует стандарты технического контроля транспорта, что перевозит опасные грузы, правила перевозки таких грузов (всех видов – от пищевых до взрывчатки), стандарты подготовки и экзаменации водителей такого транспорта, систему отчетности водителей за перевозки.
На этом новость можно было бы заканчивать, если бы замминистра не заявила о внедрении второй Директивы - 2006/126/ЕС «Про удостоверение водителя». Шум был поднят из-за слов замминистра о том, что этой Директивой будут установлены новые сроки действия удостоверения водителя от 5 до 15 лет в зависимости от категории транспорта.
На данный момент вопрос выдачи удостоверений водителя регулирует Положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуске граждан к вождению транспортных средств. Согласно нему, удостоверения водителя действительно 30 лет от момента его выдачи.
Если же посмотреть в директиву, о которой говорит замминистра, то, во-первых, изменятся сами категории транспорта – в отличие от нашего законодательства, директива ЕС дает более детализированное разделение. Так, например, сейчас мотоциклы, мопеды, квадроциклы, трициклы составляют категории А1, А, В1 и допуск к ним составляет 16 лет (для категорий А1, А) и 18 лет для категории В1. Директива ЕС устанавливает иные категории для того же транспорта – от АМ до А (всего их 4) и возрастной допуск от 16 до 20 лет (в зависимости от типа транспорта, его мощности, скорости и даже стажа вождения). Аналогичное подробное разделение коснется абсолютно всех видов транспорта.
Во-вторых, согласно статье 7 действительно сроки действия водительского удостоверения могут уменьшиться до 10 лет для категорий AM, A1, A2, A, B, B1 і BE (мотоциклы, трициклы, квадроциклы, автомобили), и 5 лет для категорий C, CE, C1, C1E, D, DE, D1, D1E (авто с прицепами, авто для перевозки более 8 пассажиров, и т.д.). Для категорий AM, A1, A2, A, B, B1 і BE этот срок может увеличиться до 15 лет – если так решит государство внедрившее у себя положения директивы.
По окончанию срока действия удостоверения для его продления водители категорий C, CE, C1, C1E, D, DE, D1, D1E должны будут пройти медкомиссию чтобы подтвердить соответствие «минимальным стандартам физической и умственной пригодности для управления транспортными средствами». Что касается категорий AM, A1, A2, A, B, B1 і BE то для них государства оставляют за собой право требовать или не требовать прохождение медкомиссии для продления прав. Если же не требуется проходить комиссию, то удостоверение продлевается автоматически на основании факта проживания в государстве где было выдано удостоверение.
Правда, в директиве таки есть лазейка, которой МВД может воспользоваться для введения экзамена при замене прав. Так, пункт 4 статьи 7 Директивы говорит, что государства имеют право применять при выдаче водительских удостоверений положения национальных правил, которые предусматривают иные условия отличные от директивы. Проще говоря, если МВД внедрит в нашу законодательство норму о сдаче экзамена при замене прав, то противоречить директиве это не будет.
В любом случае, до этого момента еще достаточно далеко — в начале все законодательство и нормативная база должны быть адаптирована МВД, и приняты Верховной Радой. А мы, в свою очередь, за всем этим проследим и расскажем.
Владимир Бернстайн