Вопрос возрождения криворожского аэропорта на президентском уровне был впервые поднят в июле 2019 года, когда глава государства с рабочей поездкой приезжал в Кривой Рог. Вероятнее всего, увидев состояние криворожского аэропорта, уроженцу Кривбасса стало стыдно за такие главные воздушные ворота в своем родном городе.
Владимир Зеленский тогда назвал криворожский аэропорт «скворечником» и поручил криворожскому мэру начать его ремонт, в шутку предложив лично поучаствовать в финансировании работ. Идею развития аэропорта обсудили и приняли решение о капитальном ремонте аэропорта, реконструкции взлетно-посадочной полосы и привлечении в город авиакомпаний.
Международный аэропорт Кривой Рог расположен в 20 км от центра города на территории Лозоватской территориальной общины Криворожского района Днепропетровской области.
Он работает с 1979 года. Относится к классу (код) аэродрома – В. Размеры взлетно-посадочной полосы составляют 2500 х 42 м. Статус международного он получил в 1986 году после запуска в эксплуатацию международного сектора. Тогда аэропорт находился в госсобственности. В 2001 году Государственный Международный аэропорт «Кривой Рог» и еще 10 украинских аэропортов Кабмин передал в коммунальную собственность. В сентябре 2001 года было создано КП «Міжнародний аеропорт Кривий Ріг». Директор предприятия Игорь Лашин. Он руководит аэропортом с 2013 года. Под его началом порядка 200 сотрудников.
В 2018 году, после относительной стабильности и на фоне развития всей отрасли, криворожский аэропорт показал негативную динамику. Аналитики Центра транспортных стратегий воздушную гавань Кривого Рога тогда окрестили «худшим аэропортом страны». Этот титул он прочно удерживает до сих пор. Много лет городская власть не занималась развитием своего коммунального предприятия и просто предпочитала не замечать его потребностей. К примеру, даже на сайте городского Ресурсного центра о КП «МІЖНАРОДНИЙ АЕРОПОРТ КРИВИЙ РІГ» нет никакой информации, словно его и не существует.
В городе принята и действует Програма фінансової підтримки та розвитку комунального підприємства «Міжнародний аеропорт Кривий Ріг» на 2019 - 2023 роки. Аналогичные программы принимались и раньше, чтоб дотировать убыточное транспортное предприятие.
К примеру, в 2019 году из бюджета на зарплаты было выделено 15,9 млн грн. Еще на 26,8 млн был пополнен уставный капитал предприятия. В 2020-м году затраты на оплату труда возросли до 17,7 млн грн. Общие затраты выросли до 30,4 млн грн. Согласно данным финансовой отчетности предприятия, убыток аэропорта составил 2 млн 271 тыс. грн.
В 2021 на содержание аэропорта запланировали уже 32,9 млн грн. Из них 23 млн 487 тыс. – это зарплаты сотрудников предприятия. В мае 2021 года депутаты Криворожского горсовета увеличить уставный капитал КП «Международный аэропорт Кривой Рог» еще на 91 млн грн. Сегодня он составляет 114 млн 972 тыс. 456 грн.
Но чтобы аэропорт стал привлекательным для авиакомпаний и был безопасен для пассажиров, необходимы не только квалифицированные сотрудники, но и современное оборудование, в приобретение которого надо вкладывать очень серьезные средства.
С 2016 года криворожская мэрия при поддержке области в рамках Державної цільової програми розвитку аеропортів на період до 2023 року начала финансировать работы по обустройству и развитию аэропорта. Уже вложено порядка 118 миллионов гривен.
За эти годы было установлено ограждение летного поля, реконструирована система светотехнического оборудования, отремонтирована крыша и внутренние помещения аэровокзала, закуплена установка для антиобледенительной обработки самолетов и другое оборудование.
Но местный бюджет не вытягивает все траты. По заявлению главы управления транспорта и телекоммуникаций горисполкома Сергея Сиротюка, для запуска аэропорта на полную мощность необходимо потратить около 500 миллионов гривен.
При этом, нужно не только привести в порядок здания на территории аэропорта, но и полностью восстановить дороги к криворожскому аэропорту. И без помощи государства здесь никак не обойтись.
В конце 2020 года Правительство внесло изменения в Госпрограмму, и на 2021 год направило еще 2,4 млрд грн на работы по модернизации региональных аэропортов, но «Международного аэропорта Кривой Рог» там не было.
Криворожский аэропорт в рамках развития региональных авиахабов глава государства Владимир Зеленский включил в свою программу «Велике будівництво» и фактически взял под личную опеку.
Президент в криворожский аэропорт из Киева прилетел в июне. С его прилетом был дан старт регулярному авиасообщению Кривого Рога со столицей Украины. Региональные перевозки доверили авиакомпании Windrose («Роза ветров»).
В Офисе Президента уверены, что внутренние авиаперевозки должны вдохнуть новую жизнь, как в сам аэропорт, так и во весь Днепропетровский регион.
Заместитель главы Офиса Президента, координатор проекта «Велике будівництво» Кирилл Тимошенко пообещал, что в Кривом Роге будет реконструирована взлетно-посадочная полоса и терминал. Завершить работы планируют до 2022 года. Сбором исходных данных и изготовлением предпроектных работ для разработки градостроительной документации «Детальный план территории развития Международного аэропорта Кривой Рог» уже занимается КП «Парковка и реклама».
ТОВ «Авіаційна компанія «Роза Вітрів» (Windrose Airlines), согласно данным аналитической платформы YouControl, имеет непосредственное отношение к группе «Приват» олигарха Игоря Коломойского. Компанией владеет на 32,03% кипрская компания BREGENZER LIMITED и на 67,9% - ТОВ «Райдел» (с тем же кипрским бенефициаром БРЕГЕНЗЕР ЛІМІТЕД). Зарегистрирован авиаперевозчик в Киеве.
Услугами авиакомпании олигарха Коломойского неоднократно пользовались в Государственном авиационном предприятии «Украина» еще во времена президента Порошенко. «Роза ветров» получала подряды на ближнемагистральные и среднемагистральные перевозки.
Продолжает летать самолетами Windrose администрация и офис президента Владимира Зеленского. О том, сколько украинцы заплатили за поездки и полеты первых лиц государства за время каденции Зеленского, можно узнать ЗДЕСЬ.
Также это единственный оператор, обслуживающий Днепровский аэропорт. Сейчас авиакомпания обслуживает в Днепре только чартерные рейсы в Шарм-эль-Шейх.
Информатор Деньги писал, что «Авіаційна компанія «Роза Вітрів» унаследовала рейсы «ДНІПРОАВІА», которую с 2017 года обложили в судах кредиторы. Такое право ей поручила Госавиаслужбы Украины. Позже, и директор Windrose Владимир Каменчук подтвердил, что авиакомпания брала самолеты у Днеправиа. Сейчас таких самолетов в Windrose осталось три, и их предполагают эксплуатировать до конца 2021 года.
Как сообщает официальный сайт Криворожской мэрии, ранее из аэропорта Кривого Рога осуществлялась летняя полетная программа на Бургас (Болгария), в Анталию и Даламан (Турция), Шарм-эль Шейх (Египет), Хургаду (Египет). В сентябре 2019 можно было летать чартером на Тиват (Черногория). Также когда-то выполнялись чартерные рейсы по направлениям: Актау (Казахстан), Люксембург, Вильнюс (Литва), Бриндизи (Италия), Анкара (Турция), Грац (Австрия), Нюрнберг (Германия), Сабиха (Турция), Минск (Беларусь), Текирдаг (Турция), Норвегия, Маркулешты (Молдова) и др.
Главных проблем у аэропорта Кривого Рога две – это непрофессиональный менеджмент и коррупция. Об этом свидетельствуют данные судебного реестра и реестра коррупционеров. Каждая крупная закупка коммунального предприятия становится объектом расследования журналистов-антикоррупционеров, оборачивается уголовным производством для руководства и штрафами для коммунального предприятия.
По данным аналитической платформы YouControl, Игорь Михайлович Лашин, числится в реестре коррупционеров. В 2017 году он нарушил сроки подачи декларации за 2016 год, и суд наложил админштраф на руководителя коммунального транспортного предприятия.
Еще в 2016, криворожские депутаты проинспектировали криворожский аэропорт. Они хотели разобраться, почему стратегически важный коммунальный объект, который является резервной посадочной площадкой для Днепра и Киева, не осуществляет регулярных рейсов и приносит городу только убытки. Комиссия нагрянула в пятницу, и оказалось, что директора на рабочем месте нет, а персонал давно работает в режиме 4-дневки. Уже тогда стало понятным, что предприятию необходим независимый аудит. Но голоса здравомыслящих депутатов потонули в хоре привычного промэрского «одобрямса».
И на территории аэропорта руководство, почувствовав безнаказанность, продолжило развивать криминальные схемы.
Ежегодно в отношении предприятия и его руководства открывалось по нескольку уголовных производств.
По информации «Центру протидії корупції» в 2016 году директор аэропорта Игорь Лашин подписал договор по замене окон и дверей в здании аэровокзала с фирмой ТОВ "ВІКНА НОВІ", у которой были донецкие корни. Владельцы компании подозревались в финансировании незаконных вооруженных формирований. Антикоррупционеры выявили, что условия закупки были прописаны под конкретного исполнителя, обжаловали тендер, и фирма-победитель отказалась от подписания соглашения, а вскоре сменила название.
В 2018 году при реконструкции подсистемы светотехнического оборудования аэродрома подряд на 24,8 млн грн достался подрядчику с самым дорогим предложением – компании «Донпромпроект». А те уже перекинули заказ субподрядчику ТОВ «Електро Люкс Монтаж». Как выяснили журналисты, все предприятия были аффилированны с местной властью. Тогда же установку ограждения за 27 млн грн поручили еще одному «проверенному» подрядчику – ПП “Дінар плюс”. Эту историю уже рассказали расследователи Бигус.Инфо.
В рамках уголовного производства №42018040000000583 в 2018 года следователи разбирались в деталях закупки установки воздушного запуска двигателей воздушных судов. По версии следствия, было поставлено не то оборудование да еще по завышенной цене. Как продвигается расследование – не известно. Последний документ в деле датирован маем 2019 года.
Окончилось «ничем» расследование 2015 года по закупкам у ПАТ «Електроград» на сумму 1,5 млн грн. Следователи подозревали руководство предприятия в использовании служебного положения, ведь акты приемки-передачи были подписаны, а товар так и не был поставлен покупателю. От встречной проверки поставщик уклонился, и потребовалось получение санкции на проведение обыска. Обыск провели, документы, связанные с закупкой, изъяли, а дело заглохло.
Еще одно интересное уголовное производство, которое «зависло» - это расследование правоохранителями исчезновения в 2015 году части демонтированного железнодорожного полотна №17 (маневрового района «Аэропорт»). Куда делись рельсы – так и осталось загадкой.
Махинации на торгах аукнулись в 2020 году тендерному комитету аэропорта судебным иском. При проведении торгов на ремонт крыши аэровокзала, те, в нарушение закона и под надуманным предлогом, отклонили наиболее экономически выгодное предложение ТОВ «Будінвент» и помогли получить заказ «своему подрядчику» - ТОВ «Крома». О том, как коммунальщики вымучивали этот заказ, Информатор рассказал ЗДЕСЬ. «Будінвент» пошел в суд и выиграл. Судья признал решение тендерного комитета недействительным и заставил аэропорт выплатить штраф.
Совершенно абсурдно выглядит ситуация, когда в прошлом году на торгах по установке для антиобледенительной обработки самолетов, заявка компании-производителя из Швейцарии была отклонена суровым тендерным комитетом. Естественно, в пользу «своих» фирм, к тому же связанных между собой.
Весь этот аэропортовский схематоз и заглохшие дела, в конце концов, привлекли внимание более серьезных структур. Деятельностью руководства коммунального предприятия занялись в офисе Генпрокурора и в СБУ. Прокуратура, заподозрив растрату имущества на 5,3 млн грн, при содействии СБУ провела обыски. Как пояснили прокуроры, руководитель предприятия заключил с частным предприятием договор подряда на выполнение работ по строительству ограждения территории аэропорта. В дальнейшем он же подписал и акты приемки выполненных работ, достоверно зная, что их стоимость завышена.
Теперь директор КП «Міжнародний аеропорт Кривий Ріг» Игорь Лашин проходит в качестве обвиняемого по ч.5 ст.191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением). Дело слушается в Криворожском районном суде Днепропетровской области.
Но это еще не все. Очень много вопросов и к хозяйственной деятельности этого коммунального актива. В 2019 году в Хозяйственном суде Днепропетровской области слушалось дело № 904/663/21 о поставке ТОВ «Ватек» рентгенотелевизионного интроскопа Rapiscan 620XRW140 стоимостью 820 тыс. грн. После подписания договора компания оборудование поставила, а вот заказчик с ней не расплатился. Такой тендер имел место быть в ноябре 2019 года, но уже в декабре заказчик закупку отменил, а оборудование, как видим, оставил себе.
В мае 2021 года суд принял решение о взыскании средств, при этом КП «Міжнародний аеропорт Кривий Ріг» теперь заплатит намного больше за свои махинации. Согласно судебному приказу о принудительном исполнении, к взысканию подлежит более миллиона гривен, из которых: 820 тыс грн - сумма основного долга, 68 тыс. 340 грн 83 коп – 3 % годовых, 129 тыс. 682 грн 06 коп – инфляционные траты и 15 тыс. 270 грн 34 коп – судебных издержек. Для понимания – все эти штрафы и пени будут уплачены из денег налогоплательщиков.
Также принудительно через суд взыскивало в 2020 году с криворожского предприятия ТОВ «Запоріжжяелектропостачання» более 776 тыс. грн долга за свет. А ранее долговые обязательства были у аэропорта перед «УКРІНТЕРЕНЕРГО». А вот «ДТЕК Дніпровські електромережі» после долгих уговоров вообще расторг с ним договор и перестал поставлять ему свет. О судебных перипетиях с энергетиками, Информатор рассказал ЗДЕСЬ.
Мы не знаем, сколько нужно еще судов и уголовных производств, чтоб наконец-то понять, что работа КП «Міжнародний аеропорт Кривий Ріг» требует незамедлительного вмешательства со стороны аудиторов и кризис-менеджеров. Необходима грамотная стратегия развития аэропорта, качественная перезагрузка предприятия и, конечно, заинтересованные в развитии инвесторы.
Ведь сейчас дошло до того, что директор аэропорта пренебрегает безопасностью пассажиров и не выполняет требование Кабмина об обязательном авиационном страховании. Криворожский аэропорт в настоящее время не застрахован. Плюс у него накоплен долг перед страховой компанией за предыдущие периоды. Как пояснил, депутат горсовета Андрей Немченко, в случае чрезвычайной ситуации на техногенном объекте, руководство аэропорта не несет никакой ответственности за жизнь и здоровье пассажиров. Ни на какую компенсацию в случае аварии или ЧП рассчитывать не стоит.
Нарушение элементарных норм безопасности на территории коммунального предприятия депутат склонен рассматривать как саботаж идеи президента о возрождении аэропорта. Особое внимание со стороны главы государства и его команды к проблемам аэропорта Кривого Рога дает надежду на вывод предприятия из кризиса. Аэропорту нужны не только финансовые инвестиции, но и кардинальные кадровые изменения. Этот ресурс громады города может и должен приносить прибыль.
Юлия Карч