Экономические аналитики посчитали масштабы и вред для государственного бюджета схем по неуплате налогов. Из-за чего бюджет теряет больше всего средств – узнайте в материале Информатор Деньги.
Исследование проводили совместно Институт социально-экономической трансформации и Центр социально-экономических исследований CASE-Ukraine.
Среди наиболее значительных для государства схем по уходу от уплаты налогов можно назвать следующие:
Вид нарушения |
Годовые объемы |
Потери бюджета в год |
Нарушение таможенных правил, контрабанда |
209-311 млрд грн |
63-93 млрд грн |
Зарплаты «в конвертах» |
50-200 млрд грн |
25-74 млрд грн |
Оффшорные схемы |
120-200 млрд грн |
22-36 млрд грн |
Теневая аренда сельскохозяйственных земель |
19-69 млрд грн |
6-22 млрд грн |
Конвертационные центры |
40-60 млрд грн |
12-18 млрд грн |
Контрафакт |
35-55 млрд грн |
10-12 млрд грн |
Манипуляции с налогом на добавленную стоимость (НДС) |
42-54 млрд грн |
7-9 млрд грн |
Оформление штатных работников физическими лицами-предпринимателями (ФЛП) |
10-16 млрд грн |
4-7 млрд грн |
Занижение оборотов предпринимателями |
30-90 млрд грн |
2-2,5 млрд грн |
В исследовании отмечают, что теневая экономика, которую правительство Украины оценивает в 30% от ВВП, сконцентрирована преимущественно в большом бизнесе, который доминирует в экономике и злоупотребляет в больших объемах благодаря своим неформальным связям с властью. В этом заключается сходство Украины со странами СНГ и «нетипичность» теневой экономики Украины в сравнении со многими другими странами, где обычно теневая экономика – это именно мелкий бизнес.
Впервые исследования схем уклонения от налогов было проведена в 2017 году. Тогда наибольшие потери бюджета были определены в оффшорах, на таможне и в теневом рынке аренды земли.
«За последние годы уровень тенизации экономики существенного снизился, и это совпало с сокращением перераспределения через государственные финансы. Уход в тень является закономерным ответом на чрезмерное налоговое давление. В то же время наличие большого «теневого сектора» не позволяет уменьшить налоговую нагрузку и искажает условия конкуренции», – подчеркивает Владимир Дубровский, старший экономист CASE-Ukraine и соавтор исследования.
Общей рекомендацией авторов исследования является институциональная реформа налоговой и таможенной службы, отбор сотрудников на открытых конкурсах и обеспечения им достойных заработных плат, а также создание единой службы по борьбе с экономическими преступлениями в составе органов Кабинета Министров вместо нескольких, существующих сейчас.
Дмитрий Чернышев