Несмотря на привычные стенания о сложности ведения бизнеса в Украине, в нашей стране хватает «выстреливших» стартапов и бизнес-инициатив. Часто высокотехнологичных, креативных и динамично развивающихся. Сервис онлайн-заказа такси UKLON, уже работающий во многих крупных городах Украины, вполне подходит под это описание. Мы пообщались с создателями этого бренда и попытались выведать у них секрет успеха.
Первый код приложения, которым сегодня пользуются тысячи украинцев, создатель и СТО UKLONа Виталий Дятленко написал в 20 с небольшим лет.
— Идея создания сервиса возникла по аналогии с сервисами доставки, — рассказывает Виталий. — Однажды вечером мы ждали доставку пиццы, которую нам быстро и легко довезли. Возникла идея повторить то же в сфере такси. На тот момент у меня были необходимые связи с директорами служб такси. Службы поддержали идею: для них это дополнительный канал получения заказов.
Негласное правило современного прогресса — все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано. Функционал UKLONa в этом похож на онлайн-приложения других аналогичных сервисов. Вы устанавливаете приложение на ваш смартфон, вводите свой адрес и подтверждаете заказ. Больше никаких телефонных переговоров с диспетчерами, ошибок в адресах из-за плохой телефонной связи, колоритных «вас ожидает машинка» и «в вашем районе машинок нет». Рай для социопата. Всю информацию по заказу и вы, и водитель, который взял ваш заказ, видят сразу в своих приложениях, без посредников. Единственная дополнительная служба — круглосуточная поддержка, которая помогает уладить проблемные вопросы.
Конечно, сегодня подобные приложения есть и у других служб такси. Но UKLONу удалось опередить остальных.
— Мы были первыми в этом направлении, — отмечает Виталий Дятленко. Когда мы начинали, это было слишком рано для нашего рынка, но, тем не менее, мы внедряли, пробовали и развивали. Поэтому к тому моменту, когда рынок был готов для онлайн-такси и начали появляться конкуренты, мы уже были на много шагов впереди: у нас уже были базы клиентов и водителей.
В 2012 году решение от UKLONа стало первым и единственным в Украине, благодаря которому человек, заказывая такси, мог почти сразу увидеть, будет машина или нет. Экономия времени и нервов, отсуствие лишних звеньев в коммуникации таксиста и заказчика, минус человеческий фактор при заказе такси — все это стало важными предпосылками для успеха нового бизнеса.
Несмотря на огромную популярность сервиса в столице, 5 лет назад UKLON начал заходить в регионы. Сегодня им пользуются в Одессе, Харькове, Львове, Запорожье, Ивано-Франковске, Сумах, Полтаве, Чернигове и, конечно, в Днепре.
— Основной мотивацией для расширения был тот факт, что наши пользователи — деловые люди со смартфонами, которые ездят в командировки или в отпуск по большим городам страны, — раскрывает карты директор по маркетингу UKLONа Даниил Ваховский. — Такому человеку очень удобно иметь один сервис во многих городах. Наши клиенты нередко бывают за границей. Поэтому у нас уже есть партнёры в Грузии, и наш сервис там работает. Стратегия — появиться в городах-миллионниках (не только в украинских) и популярных туристических городах, таких как Львов.
Но, как оказалось, каждый город имеет свой характер и требует своего подхода. Поэтому в UKLONе не планируют национальных кампаний. Стратегия развития в деталях разрабатывается для каждого отдельного города.
— Например, Днепр — это город для работы, — отмечает Даниил Ваховский.
Поэтому большая часть заказов приходится на бизнес-время: утром и после 18:00. Во
Львове же много перемещений ночью — много туристов. Еще в Днепре люди
расположены к оплате поездок безналичным расчетом, а это помогает акциям с
промокодами.
Именно в Днепре UKLONом был запущен сервис для людей с инвалидностью. Партнером компании стала известная украинская фотомодель на коляске Александра Кутас. После тестирования услуги в Днепре, она будет запущена и в других городах.
При этом молодую и амбициозную команду компании не пугает конкуренция. Заход международного гиганта UBER на украинский рынок, по собственному признанию ребят из UKLONа, расшевелил компанию и раззадорил коллектив, помог сгенерировать новые идеи, решения и инструменты. Больше внимания стало уделяться рейтингованию водителей и их отбору. А в октябре этого года UKLON стал первым украинским сервисом такси, запустившим услугу страхования пассажиров.
Рано или поздно любой бизнес сталкивается с государством и вопросами регулирования рынка. Не миновала чаша сия и рынок такси. В данный момент Министерство инфраструктуры предлагает парламенту принять законопроект, который поддерживает и сам министр Омелян. Но команда UKLONа считает проект сырым и несущим коррупционные риски. Но больше всего представителей бизнеса расстраивают сложности в выстраивании диалога с чиновниками.
— Реальный путь к урегулированию рынка такси — долгая честная работа с игроками рынка, подача пилотного проекта, анализ его эффективности и принятие мер уже на основе сделанных выводов, — считает Даниил Ваховский. — Мы открыты к прозрачной работе с Министерством инфраструктуры Украины и даже приходили на круглый стол для обсуждения улучшения законопроекта. Однако, понимания не нашли. Столкнулись лишь с вечно повторяющим одну и ту же фразу заместителем министра инфраструктуры, Юрием Лавренюком. А повторял он следующую мантру: «Так, как вы хотите не будет! Мы не пустим «подвезунов» работать в такси!».
По мнению технократично мыслящих UKLONовцев, проект закона необходимо писать с нуля, не в кулуарах, а в условиях открытой дискуссии, руководствуясь объективными и четкими расчетами экономистов.
Возможно, продолжение истории этого яркого стартапа будет зависеть как раз от возможности сотрудничества с государственными органами. Но будет ли это история успеха — время покажет.
Алиса Жук