2 июня в медиацентре Информатор адвокат Вадим Кравцов рассказал, чем отличается страхование ОСАГО и КАСКО, как выбрать надежную страховую компанию, как получить выплату от страховой и куда обращаться, если вы не согласны с суммой выплаты.
«В Украине есть обязательные и необязательные виды страхования. К обязательным относится страхование гражданской ответственности лица. Что касается добровольного (необязательного) страхования, то это может быть КАСКО, если говорить об автомобилях, другие виды страхования движимого и недвижимого имущества лица, а также есть страхование жизни», – говорит адвокат Вадим Кравцов.
По словам адвоката, разница состоит в том, что ОСАГО – это полис обязательного страхования гражданской ответственности лица, то есть это страхование ответственности, которая может как наступить, так и нет. «Этот полис применяется при ДТП, когда наступает административная и гражданская ответственность, т.е. материальная ответственность, которую лицо должно понести в связи с нарушением правил дорожного движения. Именно эту ответственность и страхует лицо во время покупки ОСАГО.
КАСКО – это добровольная форма страхования авто, которая предусматривает выплату в случае наступления любого неблагоприятного случая, которое лицо укажет в договоре с КАСКО. В таком случае КАСКО не возмещает гражданскую ответственность, которая наступила, однако обеспечивает именно повреждение автомобиля, который застрахован. КАСКО также может страховать от случаев, связанных с угоном автомобиля или уничтожением в результате стихийного бедствия и т.д. Фактически мы говорим о самом имуществе, но не об ответственности лица, которое застраховало свою ответственность».
Таким образом, ОСАГО используется, чтобы выплатить ущерб человеку, которому он был нанесен, а КАСКО – для того, чтобы починить свой автомобиль в случае ДТП или если на него, например, упало дерево.
«На сегодняшний день регулятором финансовых услуг является Национальный банк Украины, поэтому, во-первых, вы можете воспользоваться его сайтом, на котором есть рейтинг страховых компаний. Во-вторых, можно воспользоваться поисковой системой Google и найти рейтинг страховых компаний во множестве статей. Также можно почитать отзывы касательно страховых компаний, – советует Вадим Кравцов.
Еще нужно проверить, не находится ли в банкротстве страховая компания. Это возможно сделать через сайт Министерства юстиции на основании кода ЭДРПОУ страховой компании. Кроме этого, нужно проверить наличие у компании лицензии на необходимый вам вид страхования. Это также можно найти в любом поисковом реестре, то есть ввести в поиск «лицензии страховых компаний». Из этого уже можно выбирать ту страховую компанию, которая вам подходит».
По мнению адвоката, разницы никакой нет. «В данном случае важно именно заключить договор с действующим страховым агентом, потому что любой договор должен быть внесен в базу службы МТСБУ, которая аккумулирует все действующие страховые полисы. Самое важное после получения страхового полиса – через несколько часов посмотреть на сайте МТСБУ наличие этого полиса как по номеру автомобиля, который застрахован, так и по номеру самого полиса».
«Ни для кого не тайна, что страховой агент, с которым вы заключаете договор, получает процент из самой страховой премии. Если в ОСАГО страховая премия указана в размере 1000 грн., то у агента будет какой-то процент от этой суммы. Максимальный процент может быть 30%, но это касается руководителей региональных страховых компаний, – отмечает Вадим Кравцов.
Поэтому если вам страховой агент предоставляет скидку более 30-40%, то это фактически означает, что этот полис не будет действительным, и по нему никто не сможет получить выплаты. В таком случае гражданская ответственность не застрахована, поэтому вы будете нести 100% гражданскую ответственность перед другим лицом, которому вы нанесете ущерб. То есть если вы разобьете чью-то машину на 100 тыс. грн., то именно вы должны будете возместить эту сумму, а не страховая компания».
Как отмечает адвокат, здесь есть только два способа. «Первый – оформление европротокола, который может быть составлен на месте ДТП, при условии, что, во-первых, у пострадавших нет физических повреждений, во-вторых, обе стороны согласны с тем, что кто-то из них является виновным, в-третьих, у них действительные страховые полисы, и, в-четвертых, они не находятся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
На основании этого европротокола лицо, которое виновато в ДТП, обращается в свою страховую компанию с заявлением, и уже после этого лицо, которому был нанесен ущерб, также обращается в ту страховую компанию и получает выплату.
Если мы говорим о случаях, когда вызывают полицию, то сначала опрашиваются лица, составляется план схемы ДТП, потом составляется протокол об административном правонарушении на то лицо, которое, по мнению полиции, виновато в ДТП, и это дело передается в суд.
В этот момент нужно понять, есть ли полис у лица, которое нанесло ущерб, обратилось ли оно в свою страховую компанию, в которую нужно позвонить в течение 24 часов и обратиться с письменным заявлением в течение 2-х дней. Лицо, которое пострадало в данном случае, также должно в течение этих 2-х дней обратиться в страховую компанию лица, которое нанесло ему ущерб, с письменным заявлением о выплате. После получения постановления суда о привлечении к ответственности лица, виновного в ДТП, второе лицо может обратиться в страховую компанию для получения выплаты».
«Стоит отметить, что при наступлении ДТП необходимо сфотографировать место происшествия, зафиксировать повреждения автомобиля и до момента обследования его аварийным комиссаром страховой компании, который зафиксирует нанесенный ущерб, оставить машину в том состоянии, в котором она находится. Как правило, комиссар прибывает в течение 5 рабочих дней.
Если вам нужно отремонтировать автомобиль, то это можно сделать только после осмотра аварийным комиссаром. Если в ходе ремонта вы увидите, что есть и другие повреждения, которые были нанесены в ДТП, то вы также должны оставить автомобиль в том разобранном состоянии, в котором он находится, снова вызвать аварийного комиссара и лицо, виновное в ДТП, чтобы засвидетельствовать новые факты», – заявляет адвокат.
В основном, оценка повреждения автомобиля определяется аварийным комиссаром или, если вы не согласны с суммой оценки, которую указывает страховая компания, вы можете обратиться к независимой товароведческой экспертизе, например, в Днепропетровский научно-исследовательский институт судебной экспертизы.
«Если вы считаете, что экспертиза страховой компании вам не подходит вообще, и ваш независимый эксперт подтвердил наличие других повреждений или большие затраты, то у вас есть право обратиться в страховую компанию касательно увеличения страховой выплаты. Если она отказывается, то вы можете обратиться в Национальный банк Украины касательно того, какой именно ущерб должен быть выплачен. В большинстве случаев в таком случае применяется экспертиза, которая осуществлена независимым экспертом. Если и этот шаг не дает желаемого результата, то вы можете обратиться в суд».
«Фактически, сумма, которая застрахована согласно полюсу, это 100 тыс. грн. Поэтому, пока лицо не исчерпает всю сумму, оно имеет право обращаться за страховой выплатой, но она в любом случае не будет превышать остаток суммы от 100 тыс. грн. Например, если первое ДТП обошлось в 40 тыс. грн., второе тоже в 40 тыс. грн., то третья выплата будет составлять только 20 тыс. грн., а другие 20 тыс. грн. будут взимать с лица.
Также нужно отметить, что страховая компания имеет право учитывать износ автомобиля. Чем больше лет автомобилю, тем больший износ. Именно эта сумма износа, которая вычтена из страховой выплаты, может быть взыскана с виновного лица. Вы можете напрямую обратиться к этому лицо и взыскать с него эту разницу между фактическим ремонтом и суммой страховой выплаты. Но это уже осуществляется на основании решения суда или по договоренности сторон», – говорит Вадим Кравцов.
Стоимость деталей определяется следующим образом. «Есть рыночная стоимость этой детали, за которую может быть куплена новая деталь, также сюда входит стоимость работ по установке детали, и уже от самой стоимости этой детали высчитывается сумма износа. Поэтому если мы говорим об автомобиле, которому 20 лет, а деталь стоит приблизительно 1000 грн., то сумма износа в этом случае составляет 70%, то есть фактически страховая выплата будет составлять 300 грн.».
По закону, страховщик должен осуществить выплату не позже 90 дней с момента подачи всех документов. «Если выплат нет по истечении данного срока, то нужно, во-первых, обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. Если нет никакой реакции, происходит отказ или ответ непонятный, то вы обращаетесь в Нацбанк, чтобы он решил вопрос касательно прекращения лицензии этой страховой компании. Также вы можете обратиться в суд касательно взыскания страховой выплаты».
Стоит отметить, что в отдельных случаях отказ страховой может быть вполне правомерным. «Это может случиться, если не была установлена вина лица, которое является участником ДТП, было неправильно оформлено ДТП, невовремя обратились с заявлением, европротокол был недействительным, кто-то из участников был в состоянии алкогольного опьянения и пр. Все это может быть причиной для отказа в страховой выплате», – подытожил адвокат.
Елена Морозова