19 августа, на пресс-конференции в медиа-центре Информатор экономический эксперт Михаил Крапивко рассказал, что ждет бизнес и рядовых украинцев, после возможного повышения минимальной зарплаты.
Напомним, что Президент Зеленский хочет повысить минимальную заработную плату с 1 сентября до 5000 гривен.
По словам Михаила Крапивко, минимальная заработная плата практически никак не связана с расходами государственного бюджета.
«Дело в том, что тарифная сетка госслужащих привязана не к минимальной заработной плате, а к прожиточному минимуму. Поэтому повышение минимальной заработной латы коснется только тех, у кого сегодня должностные оклады или ставки ниже, чем предлагаемое увеличение минимальной зарплаты до 5000 гривен. И то при условии, что они на полной занятости, что бюджет легко обходит, переводя людей на 75%, 50% и даже 33% тарифной ставки.
На расходную часть бюджета увеличение минимальной зарплаты никак не повлияет. Скорее всего, это хотят сделать по двум причинам. Напомню, пока это только зарегистрированный в Верховной Раде проект.
Причина первая: увеличится размер налогов и взносов, которые платят малый и средний бизнес. На упрощенцев это никак не повлияет, поскольку они платят единый налог, исходя из минимальной зарплаты, установленной на 1 января текущего года. Увеличение коснется размеров ЕСВ и доплат работникам, у которых зарплата составит на 1 сентября менее 5000 гривен.
Вторая причина: госбюджет очень надеется на то, что поступления от ЕСВ и НДФЛ, а также военного сбора существенно увеличатся.
На самом деле ситуация будет развиваться по несколько иному сценарию. Те предприниматели, у которых персонал официально получает минимальную зарплату в 4723 гривны в месяц, вынуждены будут пересматривать такой подход, оптимизировать структуру, сокращать персонал, чтобы выйти на требуемую новую норму «минималки».
А те предприниматели, которые «оптимизируют» свои налоги, они просто сократят персонал, переведут его на трудовые договоры, и в результате таких действий, еще больше бизнеса уйдет в тень.
В итоге прироста поступлений в бюджет и доходов населения не будет.
В ближайшее время у нас будут местные выборы, и партия власти решила поднять «знамя» заботы о людях. Расчет на то, что за два месяца – сентябрь и октябрь – народ еще не слишком поймет, как на них такое повышение сказалось, и такой девиз может сработать. Но при этом сразу же после первого чтения этого законопроекта бизнес пересчитает свои риски и пересчитает цены на производимые или продаваемые товары. И инфляционный процесс может запуститься еще до того, как этот закон вступит в силу и люди получат повышенные зарплаты.
Но поскольку сегодня уже 19 августа, понятно, что с 1 сентября этот закон вступить в силу не успеет. Вероятнее всего, что повышение перенесут на 1 октября, чтобы вообще никто и ничего не успел ощутить», - считает Михаил Крапивко.
«У нас в госбюджете записано, что на весь 2020 год установлена одна минимальная заработная плата, но 3 разных размера прожиточного минимума. То есть, трижды в году все работодатели обязаны поднять работникам заработную плату.
Все тарифные сетки выстроены от прожиточного минимума. Далее, как только инфляция превышает 3%, заработную плату обязаны проиндексировать на э тот показатель. И размер минимальной заработной платы граждан вообще никак не касается. Это касается только работодателя в качестве индикатора для уплаты ЕСВ.
Поэтому никакой необходимости в повышении минимальной заработной платы, кроме политической, нет.
Теперь давайте посмотрим с точки зрения экономики, когда можно и когда нельзя повышать минимальную заработную плату и минимальную почасовую оплату труда.
Если экономика растет, у бизнеса появляются дополнительные свободные деньги, то государство может настоять на том, чтобы часть этих свободных денег было направлено на увеличение работникам заработной платы.
Если экономика падает, а у нас в Украине во II квартале ВВП упал на 11,4% - колоссальное падение, поэтому у бизнеса свободных денег просто нет. Кроме того, есть еще такой показатель: 1% прироста ВВП уменьшает безработицу на 2%. То есть, сегодня мы только прирост официальной безработицы имеем больше 22%. И поэтому непонятно, откуда бизнесу брать деньги на повышение минимальной зарплаты работникам. А политика говорит: «Ребята, вы слишком много воруете, так поделитесь!».
Но, во-первых, воруют далеко не все бизнесмены, а потому делиться им нечем. А те, у кого есть чем делиться, делиться не привыкли.
Поэтому заявление о желании резкого подъема «минималки», а это – уже второе такое заявление, а с 1 января вообще хотят сделать ее в 6500 гривен, малому бизнесу, после карантинных дел, после выхода из его жесткой фазы, такие желания вообще петля на шею. Финансовой подушки у них уже не осталось, многие свою деятельность свернули на неопределенный период, поэтому вынесут ли в 2021 году такую налоговую нагрузку еще выжившие – большой вопрос. Особенно это касается упрощенцев I и II групп с фиксированным налогом», - говорит Михаил Крапивко.
«Для народа это скажется ростом цен на товары первой необходимости, что бывает всегда при росте минимальной зарплаты. Неизбежно начнется очередная волна сокращений рабочих мест. А готов ли госбюджет на выплаты по безработице еще примерно +20% новым безработным?
После «одобрямса» в первом чтении, экономика начнет пересчитывать себестоимость всего производимого в стране, оценивать свои новые риски, и каждый бизнесмен будет вынужден принять решение: продолжаем работать в этих условиях или закрываемся? А если продолжаем, то по каким ценам на свои товары, работы и услуги?
В итоге всего выше сказанного, думаю, что в этом году бюджет дополнительных средств не получит. А прирост поступлений в следующем году будет не так существенен, как того хотят. Поэтому повышение минимальной зарплаты в нынешних условиях – чисто популистский ход и мечты неграмотных экономистов о росте их личного благосостояния», - сказал Михаил Крапивко.
Алексей Логинов