26 ноября, в украинских магазинах идет праздник скидок, известный как «черная пятница». О том, насколько она популярна в Украине, на какие реальные скидки можно рассчитывать и где выгоднее покупать товары, рассказал маркетолог Артем Ретин.
По словам маркетолога Артема Ретина, еще 10 лет назад об этом все слышали, но никто не видел. Сейчас же все крупные ритейлеры и маркетплейсы активно продвигают этот «праздник скидок».
«На сегодняшний день после серии локдаунов и на фоне не очень благоприятной экономической ситуации, розничные ритейлеры не могут обрушить цены на 70% или даже на 50%. В основном, делают формальные скидки, – отмечает маркетолог.
Для этого у нас есть несколько причин. За границей высокая покупательная способность у населения. В Европе и Америке делают скидки даже на товары, которые идут в минус, просто чтобы освободить склад. У них большой оборот товаров и им нужно просто избавиться от старой продукции, чтобы загрузить склад новой.
У нас за счет низкой покупательной способности нет такого высокого товарооборота, и у нас это все формальные вещи, то есть скидку делают на 5-10%. Это если смотреть на розничный ритейл. Однако если в розничном ритейле считается нормальной наценка 30%, то в интернете наценка 5% – это уже неплохо. Поэтому мы всегда видим такую разницу между ценой в магазине и в интернете. В принципе, если поискать в интернете, то вы сможете найти этот же товар там и купить его с существенной скидкой».
Здесь все зависит от экономики, как утверждает Артем Ретин. «Если я хочу создать высокий спрос и распродать остатки на складе, например, осеннюю коллекцию в начале зимы, то теоретически я могу уйти в минус. Но мне нужно освободить склад, ведь если у меня останется эта продукция, то мне некуда будет девать новую коллекцию, и я не смогу торговать.
В нашей стране все по-другому. У нас эта осенняя коллекция будет и в 2021, и в 2022 и даже в 2023 году. У нас и менталитет другой, и способности рынка совсем ниже, поэтому реально говорить о каких-то существенных скидках в розничной торговле мы не можем. В Европе могут быть скидки и 50%, и 70% просто за счет того, что они уходят в минус по некоторым позициям, для того чтобы освободить склад. Вот и все. При этом их маржа при высокой покупательной способности позволяет им оставаться в плюсе до момента этих больших скидок».
«В целом, есть такое понятие как РРЦ – розничная рекомендованная цена. Возьмем какой-нибудь телефон, который стоит 15 тыс. грн. Поставщик дает на него скидку 10%, потому что, например, модель устаревает и ему нужно распродать склад. Все, кто официально закупает этот товар, могут понизить цену. Все, что будет ниже этих 10%, будет являться демпингом. То есть если какая-то сеть начинает понижать цену ниже рекомендованной, то она может попасть под санкции этого поставщика, потому что они демпингуют рынок, а это значит, что никто на самом деле не зарабатывает», – заявляет маркетолог.
Таким образом, если мы говорим об электронике, то здесь не бывает каких-то огромных подвижек по цене. Где мы реально можем сэкономить, так это на порошках, подгузниках, канцелярии, бытовой химии и пр., то есть на товарах с высокой маржей. Поэтому если вы рассчитываете, что в «черную» пятницу вам удастся купить себе планшет с ценником -50%, то этого не произойдет.
«Есть такое понятие как «грязная» прибыль. Это когда стоимость товара на «черную» пятницу даже выше, чем обычно. Это просто манипуляции торговой сети или конкретно этого магазина. Еще 10 лет такого понятия вообще не было. Оно появилось в последнее время, когда крупные интернет-магазины начали предлагать товары по очень низким ценам и стали говорить о справедливой цене, – говорит Артем Ретин.
В нашей стране только сейчас начинают это обсуждать. Но поскольку мы говорим про обычный обман, то он быстро вскрывается, и сразу много хейта на эту торговую сеть. Например, это мгновенно будет опубликовано в Facebook. Поэтому сейчас стараются от этого отходить. Возможно, какие-то маленькие магазинчики могут попытаться обмануть покупателей, но крупные торговые сети – нет, поскольку это их имидж и им это невыгодно».
В первую очередь покупатель ориентируется на цену и бонусы, утверждает маркетолог. «Если мы берем низкомаржинальные товары, допустим, ту же электронику, и если у них есть какой-то зазор, то они могут подарить чехол, стекло и что-либо еще. Там нет сильных возможностей для манипуляций из-за того, что низкая маржа на саму продукцию (на электронику она в районе 5%).
Вообще весь этот период, начиная с «черной пятницы» и до 15 января, является периодом низких цен. Нельзя сказать, что 1 декабря цена будет выше, чем 31 декабря. Скидка, может быть, на какие-то сезонные позиции. На другие вещи, к примеру, электронику, куртки, обувь существенного разрыва цен в Украине не будет.
«Возьмем, например, Турцию. Если у нас в июне активно продаются летние позиции, то в Турции в конце июня уже нет летних позиций, там идет сезонная распродажа летней коллекции, и они уже продают осенние куртки. Вот как это происходит в развитых странах. У нас куртки продают в ноябре».
«Если вы хотите сэкономить деньги, то покупайте продукцию в интернете, – такой совет дает нам Артем Ретин. – Если говорить о цифрах, то до пандемии, в 2018-2019 годах, продажи в интернете составляли около 4-5%. Сейчас они увеличились до 15-20%. Люди все больше переходят на маркетплейсы, покупают онлайн, тем самым экономя деньги. Разница без всякой «черной» пятницы может составлять в районе 20-25% просто из-за того, что вы купите товары в интернете.
Вообще, чем розница отличается от интернет-торговли. В интернет-торговле не бывает спонтанных продаж, поэтому и наценка на товар такая низкая, в районе 5%. Розница – это больше эмоциональные покупки, так называемый «вау-эффект», когда человек пришел, увидел какую-то очень красивую вещь, и тут же решил ее купить».
Елена Морозова