В 2020 году украинцы оформили ипотечные кредиты на общую сумму 3,8 млрд. грн, что на 36% больше, чем в 2019 году. О том, чем обусловлена такая популярность кредитов на жилье, как его получить и с какими рисками можно столкнуться, рассказывают представители ПриватБанка.
«В этом году спрос на ипотечные кредиты продолжается, популярность растет с каждым днем и клиентов все больше, – говорит Роман Коржак, руководитель направления потребительского кредитования ПриватБанка в Днепропетровской области. – Я думаю, это связано с тем, что снижаются процентные ставки, и есть перспективы к тому, что они будут снижаться и дальше. Это подталкивает клиентов к тому, чтобы приобрести квартиру сегодня, и тот ежемесячный платеж, который они будут выплачивать по кредиту, будет не больше, чем арендная плата за квартиру. Поэтому тот клиент, который накопил какую-то сумму денег, а чаще всего это половина от стоимости, приходит и с удовольствием оформляет ипотеку».
«Ипотека – это способ и гарантия возврата заемных средств, которые предоставляются клиенту для приобретения собственных квадратных метров. По сути, клиент на сделке у нотариуса приобретает право собственности на основании договора купли-продажи, а ипотека, в свою очередь, накладывает обременение на отчуждение этой квартиры, – отмечает Роман Коржак.
До исполнения своих финансовых обязательств клиент не может продать, подарить или совершить какие-то нотариальные действия с квартирой. По факту, когда кредит погашен, банк предоставляет документы, и это обременение снимается. Простыми словами — это гарантия возврата средств в банк.
Что касается условий, то на сегодняшний день есть единая процентная ставка. Хоть по первичному, хоть по вторичному рынку – это 13,5%, и она фиксируется на год. С учетом усредненной процентной ставки по депозитам, она будет пересматриваться на последующие 12 месяцев. Сейчас наблюдается тенденция к снижению. Мы понимаем, что инфляция снижается, и знаем о том, что Нацбанк стремится к тому, чтобы инфляцию снижать и дальше, как и учетную ставку НБУ. Это все прямо пропорционально будет влиять на процентную ставку для клиентов».
По словам представителя банка, чаще всего берут жилье на вторичном рынке. «В первую очередь это связано с тем, что вторичный рынок – это квартира, в которую можно зайти и жить, а ремонты всякие можно проводить постепенно. Если это первичный рынок, то эта квартира будет требовать каких-то ремонтных работ и проживать там с первого дня будет сложно. Поэтому я думаю, что вторичный рынок будет всегда преобладать».
Как для первичного, так и для вторичного рынка нужны правоустанавливающие документы. «Если это первичный рынок, то нужен ввод в эксплуатацию. Если есть ввод в эксплуатацию, и дом на этапе окончания строительства, то без проблем можно оформить. Если это вторичный рынок, то там уже есть правоустанавливающие документы, и квадратные приобретаются метры на основании договора купли-продажи».
«Я бы начинал с расчета ежемесячного платежа. Понимаю, что на рынке существуют банки-конкуренты, но в целом все будут работать приблизительно на равных условиях, потому что у всех одна стоимость ресурса – это ставка Нацбанка. Поэтому здесь нужно посчитать первичные затраты: страховки, затраты на нотариальные услуги и ежемесячный платеж. От этого можно отталкиваться, чтобы определить, какие условия будут более выгодными», – советует Роман Коржак.
«На самом деле, каких-то подводных камней я здесь не вижу. Как руководитель направления могу сказать, что это прозрачная схема. Сейчас Нацбанк обязал все банки показывать реальную переплату. Если клиент на этапе консультации в отделении хочет получить развернутую информацию, вплоть до суммы переплаты, то ему это предоставят. Подводных камней нет, потому что сделку сопровождает нотариус, который регистрирует право собственности, и клиент уже собственник своей квартиры.
Если клиент берет на себя финансовые обязательства и подписывает кредитный договор, то ипотека накладывает на него обременения, и он понимает, что у него есть ежемесячный платеж, который он должен погашать. В целом, все будет зависеть от ответственности самого клиента. Учитывая то, что у нас растет минимальный уровень заработной платы, снижается инфляция, при этом есть компенсация 18% от уплаченных процентов за год, то финансовая нагрузка по ежемесячному платежу будет снижаться, и через год-два эта сумма будет все меньшим и меньшим бременем для клиента, тем более что привязки к валюте у нас нет.
Все мы помним кризис 2008 года, когда огромное количество валютных кредитов посыпались, поскольку из-за роста курса доллара клиенты столкнулись с тем, что ежемесячный платеж практически вырос в 3-5 раз, и платить его было нереально. Учитывая эту практику, Нацбанк обязал банки выдавать кредиты только в гривне. Мы ушли от привязки к инфляции или доллару. Есть только привязка к усредненной процентной ставке, которая рассчитывается на сайте Нацбанка».
По словам Романа Коржака, в любой ситуации нужно понимать, почему клиент перестал платить ежемесячный платеж. «Если клиент понимает, что ему просто надоело платить и считает, что он уже достаточно выплатил, чтобы закрыть этот кредит, но при этом есть ответственность по договору, то банк все равно будет работать с этим клиентом.
Будут взыскания и подключатся коллекторы. Сначала работа будет вестись в телефонном режиме, потом будет исковая работа через суд. В любом случае, прежде чем приступать к каким-то кардинальным действиям, банк будет подходить к каждому клиенту индивидуально. А если клиент перестал платить, и мы понимаем, что у клиента есть какие-то проблемы с финансами, то эта квартира будет сопровождаться на изъятие».
Каждый клиент определяется по скоринговой модели, которая объединяет в себе больше 20 вопросов. «Клиент, который имеет просроченную задолженность по существующим кредитам, будет менее благонадежным, и ему представится возможность либо погасить задолженность, а потом рассмотреть возможность оформления, либо ему будет автоматический отказ. Если человек в прошлом имел негативный опыт в кредитовании, и эта проблема тянется за ним по общей базе БКИ, то этот клиент будет рассматриваться как менее благонадежный. Очень часто встречаются клиенты, которые потеряли паспорт, и сейчас, не обновив эту информацию в банке, будут автоматически отправляться на обновление данных, чтобы рассмотреть его с полным пакетом документов».
«В первую очередь необходимо обратиться в банк и получить минимальное разрешение о том, что есть согласованная заявка. Соответственно, человек получает условия, при которых он может заниматься поиском жилья, и на основании этого вместе с документами на квартиру обратиться в наше отделение. В дальнейшем вся работа зависит от специалиста банка. Мы самостоятельно решаем все необходимые вопросы, касающиеся сделки и внесения остальных платежей», – говорит Виктория Прудка, ведущий специалист отдела кредитования.
«Любая финансовая нагрузка для человека не должна превышать в 30% от общего дохода. Мы понимаем, если клиент не сможет тянуть ежемесячный платеж, то он со временем загонит себя в долговую яму, которая приведет к невыплате этого платежа. Поэтому я рекомендую клиентам оценить свои расходы, чтобы ежемесячный платеж и ежемесячные расходы не превышали 30% от дохода», – заявляет Роман Коржак.
«Такие клиенты есть, но их не очень много. Часто жизненные ситуации складываются таким образом, что рассчитывать на определение своего дохода в периоде на 10 лет достаточно сложно. Попадаются клиенты, которые сегодня зарабатывают, у них хороший доход, и они рассчитывают на то, что ежемесячный платеж может составлять конкретную сумму, а через 5-7 лет доходы падают, и клиент сталкивается с тем, что уже не может тянуть тот ежемесячный платеж, который был установлен договором. Понятное дело, банк рассматривает возможности реструктуризации ежемесячного платежа, с учетом погашения суммы, а все остальные вопросы рассматриваются индивидуально», – подытожил руководитель направления.
Елена морозова