Коммунальное предприятие Киевэнерго обнародовало возможные тарифы на отопление и горячую воду, а также на поставку электрической энергии с 1 мая. В частности сообщается, что тариф на отпуск электрической энергии, а также тариф на производство тепловой энергии для населения с 1 мая вырастет на 19 %.
О логике повышения тарифов на 19 % размышлял сегодня на пресс-конференции в Киеве Валентин Землянский, эксперт по вопросам энергетики: «Скорее всего речь здесь идет о повышении себестоимости, или отпускной цены, по которой киевские ТЭЦ будут отпускать электроэнергию. Так как повышать тарифы на электроэнергию в принципе не входит в компетенцию КГГА, это сугубо компетенция НКРЕ КУ. В любом случае должно иметь место отдельное постановление НКРЕ КУ по данному вопросу.
Что же касается тарифов на горячую воду, то в киевской Госадминистрации говорят о том, что исходят из постановления Кабинета Министров № 867, по которому предполагается повышение тарифов на газ с мая месяца, в связи с чем они осуществили пересчет тарифов также и на тепло и горячую воду, потому как из них состоит львиная доля себестоимости на газ.
Не до конца понятно к чему такая спешка и анонсирование. Потому что май месяц это, во-первых, окончание отопительного сезона. Я, кстати, не слышал чтоб хотя бы одно предприятие коммунальной энергетики возмутилось тому, что было вынуждено платить за газ в ноябре-декабре более высокую цену, чем это предусмотрено в их тарифе. В связи с чем не исключено, что, возможно, таким образом Киевэнерго компенсирует свои потери за ноябрь-декабрь, а также за периоды, когда они находились в конфликте с Нафтогазом».
Напомним, что 18 февраля в рамках программы «Стенд-бай» Правительство взяло на себя обязательство перед Международным Валютным Фондом. По условиям меморандума предусмотрено выделение МВФ Украине 3,9 миллиардов долларов в течении 14 месяцев на определенных условиях. Часть средств мы уже получили, в этом году Украине доплатят еще 2,6 миллиарда долларов в обмен на реформу тарифов. В качестве первого шага программы сотрудничества Украины с МВФ правительство приняло решение о повышении оптовой цены на газ для бытового использования первый раз с 1 ноября 2018 года, и второй раз (на 15 %) с 1 мая 2019 года. Таким образом с ноября цена на газ выросла до 8,5 гривен за кубометр, с мая ожидается рост до 9,8 гривен за кубометр. Но и на этом подорожание не закончится. С 1 января 2020 года цена должна подняться третий раз.
Еще один интересный момент: именно сейчас НАК Нафтогаз сообщил о том, что с 1 апреля снизит цену для бытовых потребителей, и стоимость газа составит 8,3 гривен за кубометр вместо 8,5. В Нафтогазе объяснили изменения удешевлением тарифов на мировом рынке (с 1 апреля они будут покупать газ по цене 5,9). При этом меморандум МВФ никто не отменял. В то же время сама логика меморандума предполагает уравнивание цены бытовых потребителей с промышленной ценой.
«Имеет ли место какая-то манипуляция в данном вопросе?» - комментирует Валентин Землянский. – «Скорее, да - в контексте избирательной кампании. Данная тема возникла после визита Бойко с Медведчуком в Москву, после которого НАК начал выступать с заявлениями о том, как дешево сейчас им будет обходиться газ по сравнению с ценой Газпрома. Но по моим подсчетам, например, в 2018 году средневзвешенная стоимость газа обошлась нам в 294 доллара за 1000 кубометров (примерно 8 тысяч гривен в переводе на нацвалюту), это как раз та цена, по которой Украина импортировала газ в прошлом году.
Таким образом НАК Нафтогаз манипулирует своим заявлением про то, что у них теперь очень дешево, предлагает якобы отменить постановление №867, и перейти на полный коммерческий рынок. При этом он скромно умалчивает о реальной средневзвешенной цене - о том, что если сейчас вы будете платить, к примеру, по 8, то совершенно не факт, что в октябре вы не будете вынуждены покупать по 14, и средневзвешенная получится плюс-минус 10. Главный момент манипуляции Нафтогаза состоит как раз в его привязке к сугубо биржевым котировкам, которые не могут быть стабильны. Логичнее фиксировать цену сразу по нескольким ценовым параметрам - прямым контрактам, по споту, по добыче собственного газа -- такой микс цены будет сильно отличаться от биржевого, по которому предлагает фиксироваться НАК Нафтогаз.
И самый важный момент. НАК Нафтогаз Украины абсолютно не скрывает своего желания дальнейшей монополизации рынка. По факту он уже является монополистом в импорте газа, в добыче газа («Укргаздобыча» крупнейшая компания), а также в распределении газа внутри страны (потому что «Укртрансгаз» через свои региональные филиалы осуществляет этот процесс, и только через них газ доходит до региональных распределительных компаний). При этом НАК Нафтогаз также хочет зайти монопольно в поставку газа. Населению при этом он все объясняет условиями рынка и конкуренцией, так называемым «рыночным» подходом: когда все у меня, а вы приходите со мной конкурировать. Но если я, к примеру, захочу заключить с Нафтогазом форвардный контракт, купить у него, скажем, по 8 тысяч гривен 2 тысячи кубов газа на следующий отопительный сезон, и совершить предоплату по данной фиксированной цене, -- Нафтогаз не будет готов мне ничего продать. Он скажет: придите на тех же условиях, на которых вы работаете с Облгазом, и работайте со мной. Таким образом я как потребитель абсолютно не защищен. В данном случае государство абсолютно не выполняет свою социальную функцию – защиты населения». -- Рассказал Валентин Землянский.
С января месяца рост цен тарифов на тепло в среднем по стране составил около 24 %. СМИ подсчитали, что в рамках среднего тарифа в 1,5 тысяч гривен, повышение цен на тепло составит: для домов, где установлены индивидуальные теплопункты - на 250-300 гривен, домов, где стоит нерегулируемый узел учета тепла – на 350-400 грн, для домов без учета тепла – 800-850 грн. Вслед за поднятием цен растет процент граждан, которые просто не платят за услуги. Так, в январе 2019 года наибольшая задолженность зарегистрирована в Киеве – 4,5 миллиарда грн. О последствиях данных процессов для экономики страны размышляет Игорь Гриборук, экономист:
«Гражданин Украины действительно абсолютно не защищен перед действиями ни государства, ни бизнеса. В то время как функция государства как раз не бизнесовая, а социальная. И заключается в трех основных вещах: создании правил, четком контроле соблюдения этих правил, и видении будущего. Что касается проблемы роста цен на ЖКХ и цен на энергоносители, мы четко понимаем, что те действия, которые были совершены в угоду международным партнерам, привели пока только к тому, что средняя задолженность каждый месяц растет на порядка 7,8 – 7,9 миллиардов гривен. Такого роста не было никогда! Это при том, что долг за электроэнергию считается отдельно, и сейчас составляет 33,6 миллиарда. По-моему, это просто тотальное уничтожение экономики страны. Ведь если население не платит по счетам, то и теплогенерирующие компании в конечном итоге также не получат тех денег, на которые они рассчитывают, и таким образом не будут способны развиваться, их деятельность станет крайне затруднительной. Это грозит крахом экономической системы».
Меморандум МВФ предусматривает, что в мае 2019 года социальные нормы, на которых базируется система начисления субсидий, будут снижены на 11 %. Параллельно с этим в феврале средний размер субсидии для столичных домохозяйств уменьшился на 17 %.
«В меморандуме МВФ прописано, что в случае, если Государство не будет укладываться в бюджетные параметры, то социальные нормы должны быть пересмотрены. В связи с этим и осуществляется сокращение процента субсидированных. Это движение будет наблюдаться и дальше, поскольку роста экономики не происходит, доходов у населения также не увеличивается. Идут лавинообразные процессы, особенно в регионах – это отключения от систем центрального теплоснабжения, центрального горячего водоснабжения, многие отказываются от газа. Предполагаю, что на то количество, на которое сокращено именно субсидирование как раз увеличилось количество газовых должников». -- Подытожил эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
Юлия Бойко