Долгожданный ремонт подземного перехода на Лермонтова начался еще в конце прошлого года. Строители демонтировали киоски и выставили торговцев-арендаторов, начали ремонтные работы. Закончить реконструкцию в мэрии обещали к лету 2020 года, но потом посчитали, что смета проекта маловата и увеличили ее в 2,5 раза. Почему простой вопрос депутата горсовета на июньской сессии о том, что происходит на объекте, вызвал у мэра города странную реакцию, разбирался Информатор Деньги.
Подземным переходом на Лермонтова в Кривом Роге в течение полувека ежедневно пользовались множество криворожан — рядом остановка общественного транспорта, торговые комплексы, а через дорогу с плотным транспортным трафиком самый большой рынок в районе Центральный. В выходные поток людей увеличивается в несколько раз, а значит, увеличивалась нагрузка на лестничные марши.
Переход с момента постройки ни разу капитально не ремонтировался. Со временем спускаться по ступенькам аварийного перехода стало просто опасно. Как писали криворожане на Facebook, дыры в стенах доходили до пяти метров глубиной.
По заказу Управления капстроительства в 2016 году была заказана разработка проектной документации на ремонт подземного перехода. По ценам четырехлетней давности проект обошелся в 239 тыс. 524 грн. 85 коп.
Проектно-изыскательные работы выполняла компания «ВІ. АЙ. ГРУП». У этой компании более двух десятков видов деятельности, а 2016 год стал для нее самым прибыльным в плане бюджетных подрядов. Договор с компанией «ВІ. АЙ. ГРУП» на разработку проекта заключал Валерий Нетяженко. Именно этого чиновника подозревали в злоупотреблении служебным положением и провели его задержание в Днепре в мае 2017 года. И именно от предпринимательской деятельности ООО «ВІ.АЙ. ГРУП», как свидетельствует декларация Нетяженко, тот получил 18 341 грн.
Также чиновник сотрудничал в ГП Державний проектний інститут по проектуванню підприємств гірничорудноїпромисловості «Кривбаспроект», где в 2016 году заработал 41 480 грн (по 3 тыс. 456 грн в месяц). Также, от «Кривбаспроекта» Нетяженко получил в 2016 году «дополнительное благо» – 18 тыс. 079 грн.
При официальной зарплате в 8 458 грн в месяц, Нетяженко умудрялся давать в долг до 30 тысяч долларов.
Досудебным расследованием тогда было установлено, что в течение 2016 года должностные лица перечисляли бюджетные средства за невыполненные работы по благоустройству Кривого Рога на счета множества криворожских предприятий.
После многочисленных жалоб криворожан на аварийное состояние пешеходного перехода, на основании разработанного проекта в сентябре 2019 года Управлением капстроительства был проведен тендер на 9,5 миллионов гривен и в декабре начата реконструкция аварийного объекта. Переход закрыли, установили ограждения, и строители приступили к демонтажным работам. Заказчик также оплатил расходы по техническому надзору и авторскому надзору.
Владельцев торговых точек выселили на время проведения ремонта, обещая открыть переход к лету 2020 года. Для криворожан открыли наземный переход, где установили временный светофор и нанесли соответствующую разметку на дорогу.
Победителем прошлогодних торгов стало предприятие БТК «Фарес». Основной профиль предприятия – строительство жилых и нежилых зданий. Компания, выигравшая миллионный подряд, имеет установочный капитал 31 000 гривен. Бенефициаром компании являет Тян Роман Моисеевич. Господин Тян является совладельцем еще двух строительных компаний с созвучным названием —«Фарес-КР» и «Фарес Інвест».
Согласно информации из реестра Минюста, компания-победительница торгов размещается по адресу ул. Лермонтова, д. 12. Интересно, что по этому же адресу в Кривом Роге «прописан» Центрально-Городской лицей. БТК «Фарес» арендует помещения у учебного заведения. У компании есть собственный сайт и приличный список реализованных проектов в Украине. В Кривом Роге компания строила жилой дом в Центрально-Городском районе. Участие в проекте по реконструкции подземного перехода им необходимо для получения нового опыта.
Едва успев начаться, работы на объекте были заморожены, а потом стороны и вовсе разорвали договор подряда. Оказалось, что изначальная проектная документация, заказанная Нетяженко у аффилированной с ним компании, не учла всех особенностей реконструкции. Выяснилось, что проектанты не знали о том, что под железными ступенями перехода зияют пятиметровые пустоты.
Пришлось переделывать проект и вносить существенные изменения. Поэтому стоимость реконструкции увеличилась больше, нежели на 10%.
Интересно, что документ, на который ссылаются в Дополнительном соглашении, а именно – распоряжение Криворожского городского головы от 13.05.2020 года № 219-к отсутствует на сайте криворожского городского совета.
В публичном доступе этого распоряжения криворожского градоначальника за май 2020 года нет. В ходе розыска этого документа, Информатор выяснил, что не все распоряжения криворожского мэра доступны для ознакомления жителям города и этот порядок регулируется внутренними инструкциями. Такие документы маркируютмя специальными буквами.
Но почему в секретный список документации в мэрии Вилкула попадают даже такие, которые касаются ремонтируемых городских объектов? Возможно, у Вилкула хотели сохранить тайну коряво подготовленной проектной документации по реконструкции подземного перехода на Лермонтова и не светить имя многострадального Нетяженко.
Больше того, когда на сессии депутат городского совета Светлана Сова задала вопрос, касающийся сроков окончания ремонта перехода, который, напомним, к тому моменту обещали уже сдать в эксплуатацию, мэр Юрий Вилкул грубо прервал взявшегося ей отвечать криворожского чиновника.
Для рядовых криворожан, а также для самих торговцев-арендаторов информация о ремонте оказалась тайной за семью печатями. Свет чуть пролил начальник Управления капстроительства Валерий Катькин. Он пояснил, что проведен новый тендер, а киосков и торговых точек в подземном переходе проектом не предусмотрено.
В телефонном разговоре Информатору основатель компании-подрядчика Роман Тян, подтвердил, что такие ситуации случаются на старых ремонтируемых объектах, где не сохранилась строительная документация. В процессе демонтажных работ, возникают нюансы, о которых проектировщики просто не могут знать.
Также он пояснил, что за время подготовки проекта до внедрения его в жизнь изменилась стоимость материалов, в том числе и на те, которые закупает компания заграницей. Плюс изменились строительные нормативы и в смете появились новые строки расходов. Все это повлекло пересмотр проекта и его удорожание. Пока проект переделывали, работы на объекте пришлось остановить. И даже обеспечить охрану на начавшейся стройке. Но проект обязательно будет закончен.
Для продолжения работ Управлением капстроительства был заказан новый проект у ООО «Криворіжцивільпроект». Он обошелся налогоплательщикам чуть менее 300 тысяч гривен. А в июне 2020 года Управление капстроительства опубликовало и новый тендер на ремонт подземного перехода. Теперь стоимость ремонта выросла в 2,5 раза – с 9,5 миллионов до 23,6 миллионов.
Победила на тендере уже известная нам компания «Фарес». Конкурентом на торгах у нее была компания «Сапсан-КР». Примечательно, что именно она соревновалась с «Фаресом» и на прошлом тендере.
Проектом предусмотрена реконструкция несущих конструкций перехода, ремонт стен, потолка и пола, лестничных маршей, а также будет сооружен навес для защиты от непогоды. В работе будут использованы самые современные материалы. Но теперь срок сдачи объекта сместился к концу апреля 2021 года. Как мы уже знаем, торговли под землей не будет.
Но пока продолжается вся эта засекреченная история с тендерами, сметами и проектами, криворожане приловчились ходить по наземного переходу и отмечают, что надобности в ремонте подземного, уже не видят. За время реконструкции им стало удобнее переходить дорогу по светофору. Довольны наземным переходом и маломобильные граждане, которые ранее не могли с колясками спуститься под землю.
Почему у чиновников Кривого Рога каждый проект реконструкции или ремонта превращается либо в долгострой, либо в засекреченный объект, либо в отмывание денег, Информатор судить не берется и оставляет этот момент для размышления своим читателям.
Юлия Карч