В прямом эфире программы 51 канала «Вечерняя мясорубка» – помощник председателя правления ПАО «Днепрогаз» Валерий Шарапов. Он рассказал ведущим Ольге Палий и Сергею Шишкину, почему установка поквартирных счетчиков за счет Днепрогаза вызовет удорожание тарифа, как проверяют качество голубого топлива и почему составляющие тарифа не могут проверить не только рядовые абоненты, но и специалисты ПАО «Днепрогаз».
- Добрый вечер! Мясорубки бывают разные: есть электрическая, есть вечерняя, а сегодня – газовая. Знаете ли вы наши правила, предупреждены ли о нашей вредности?
Валерий Шарапов: Да.
- В этот раз вопросы придумывали не мы, а пользователи соцсетей. О том, что их беспокоит мы и будем сейчас спрашивать. И первый вопрос про общедомовые счетчики газа. В некоторых местах настоящие бунты, и чуть ли не бьют ваших сотрудников. Насколько это законно? Люди считают – не совсем.
Валерий Шарапов: Дело в том, что в Украине есть один закон про учет природного газа. В нем намечены основные пути и направления реализации этого закона и установлены сроки. Так вот по этим срокам до 1 января 2018 года всё газопотребление в Украине в Украине должно осуществляться только по узлам учета. То есть весь газ должен учитываться.
- Но люди не хотят общедомовых счетчиков.
Валерий Шарапов: Да.
- Хотите считать – считайте лично мое, поставьте счетчик мне в квартиру.
Валерий Шарапов: Да.
- Не усложняет ли это поставленную перед вами и без того непростую задачу?
Валерий Шарапов: В основном вопросе – государственный регулятор: Национальная комиссия регулирования в сфере энергетики и коммунальных услуг. Они диктуют правила на рынке. Они устанавливают сроки, законы, тариф, и выделяют те деньги, которые необходимо освоить.
По своим данным они определили: чтобы закончить выполнение закона по обеспечению коммерческого учета газа, необходимо, такими темпами, примерно еще 10 лет.
- То есть это просто способ уложиться в сроки – не ставить счетчик каждому, а поставить один прибор на дом?
Валерий Шарапов: Не только – уложиться в сроки. Там два аспекта. Первое: чтобы уложиться в сроки до 1 января. Второе: удешевить стоимость работ, потому что с каждым днем стоимость установки одного индивидуального счетчика в квартире растет и растет.
- Почему?
Валерий Шарапов: Потому что они так посчитали, что материалы, стоимость счетчиков – все вырастает из года в год. Почему – это уже вопрос не ко мне. Потому что это – рынок продукции.
Так вот они посчитали, что на 100 квартир установить 100 счетчиков будет стоить примерно… ну, по 3,5 тыс. грн – это 350 тыс. грн, а один счетчик домовой – это 50 тыс грн. Если сделать каждому счетчик, то надо увеличивать, соответственно, НАКовский тариф на поставку газа, потому что финансируются эти все работы за счет тарифа на распределение газа. И они говорят: и так тариф высокий. И, так сказать, ссылаясь на то, что нельзя увеличивать больше тариф – он увеличивает и цену на газ, давайте сделаем подешевле и побыстрее.
- Очевидно, людям не сильно нравится, и мы их во многом понимаем. Они говорят: получается, что считают на всех, а потреблять будет каждый как захочет. Зачем же платить за чужой газ? В частном секторе говорят вроде какой-то районный узел будет, а потом всех попросят доплатить – сверх показаний персональных счетчиков.
Валерий Шарапов: Нет, это – разговоры. Контрольные узлы учета могут быть везде. В частном секторе каждый отвечает за свой счетчик. Что касается многоэтажного жилого фонда, эти правила были с 2006 года. У нас существовали общедомовые счетчики – это то же самое, что и тепловые счетчики.
- Да нет! Тепло – всем поровну. А газ – кто-то каждый день пирожки печет, а кто-то раз в день чайник воды нагреет. Другой уехал на месяц – за что ему платить?
Валерий Шарапов: Если кто-то уехал… По нормам все равно начисляют, а теперь не будут. Теперь – фактическое расходование газа. Вот, все уехали... В одной квартире прописаны три человека, а проживет, как соседи говорят, 15 человек. Кто-то варит самогон. Но дело в том, что тут есть еще один момент, что мы идем, как говорится, в правовое государство. И, допустим, если это ОСМД, они прекрасно знают, сколько живет людей. И пожалуйста – они будут и рассчитывать так, как положено по постановлению Кабмина: на количество проживающих. В законе – «зарегистрированных». Но, если у меня соседи – 5 прописаны, а живут 10 непонятной национальности, конечно, я приду к председателю ОСМД и скажу об этом. Приходит комиссия, составляет акт и умножает не на пять, а на десять.
- А если человек уехал или не живет полгода, бывая в длительных командировках – надо каждый раз выписываться из квартиры?
Валерий Шарапов: Пожалуйста – не выписываться, а информировать, что вы уезжаете: вам отключат на месяц.
- А если я не хочу этого «колхоза», а хочу свой индивидуальный счетчик, сколько он сейчас стоит на рынке и как его узаконить?
Валерий Шарапов: Сейчас это не прерогатива газового хозяйства. Это – на свободном рынке. Год назад это было где-то 2,5-3 тыс грн. Сейчас – тысяча за отечественный.
- Такой, чтобы вам понравился, стоит тысячу?
Валерий Шарапов: Делают строительно-монтажные организации – в пределах четырех, наверное, уже тысяч. Я сам точно не знаю. Знаю, что весной это было 3,5 тыс грн – до 4 тыс грн.
- Даже если есть общедомовой счетчик, можно поставить персональный и платить по нему?
Валерий Шарапов: Свободно! Потому что закон предусматривает. Финансирования нет – из каких источников? То есть и бюджетные, и самого потребителя, и, вот как у нас, заложены НКРФ в тарифе, чтобы мы ставили счетчики газа – газораспределительные организации: несколько видов.
- Если купили индивидуальный счетчик за 4 тыс грн, куда идти с ним?
Валерий Шарапов: Не к нам. И это – стоимость работ вместе со счетчиком. Есть специализированные организации… Сейчас монополии нет. И у нас даже не хватает сварщиков, чтобы выполнить государственную программу. Поэтому на газовом рынке, на рынке работ, услуг… Заходите в Интернет, ищите организацию, у которой есть разрешение. Можно уточнить в любой службе газового хозяйства – насчет разрешения, потому что они свою работу, испытания все, будут сдавать газовикам. Поэтому можно определить, где дешевле, заключить договор обязательно, по нему заплатить, вам смонтируют, я думаю, в течение месяца.
- А где перечень фирм и прав потребителя – у вас на сайте?
Валерий Шарапов: На сайте, если делать перечень, то это мы будем делать кому-то рекламу.
- А как неспециалисту узнать – хороший или плохой подрядчик? Человек же тратит свои деньги. Ведь счетчик поставить можно, а с документами будет непорядок.
Валерий Шарапов: У нас есть отдел обслуживания клиентов на Исполкомовском, телефон: 78-78-104. И еще много других видов есть связи с газовым хозяйством. Можно позвонить, и вам скажут: да, эти на рынке газа есть. Но они все зарегистрированы в инспекции. Раньше она называлась Госнадзорохрантруда, Госгортехнадзор… В инспекциях труда они все зарегистрированы, потому что сдают экзамены, имеют доступ к работе на газосварочных объектах.
- Словом, следует озаботиться проверкой подрядчика перед тем, как установить счетчик?
Валерий Шарапов: Конечно. Но у них есть все документы.
- А что потом с легализацией? Не получится ли так: мы, мол, тебе счетчик поставили, а ты теперь иди в горгаз и занимайся. А то потом придут и скажут, что ты счетчик неправильный поставил и платить ты по нему не можешь?
Валерий Шарапов: Обязателен договор с актом окончания выполненных работ, и обязательно представитель горгаза там будет. Он должен опломбировать этот счетчик и принять систему в эксплуатацию. То есть проверить на плотность, и так далее. Там оно будет связано с горгазом обязательно, и вы свободно всегда проверите. Даже не платя деньги и имея договор, вы можете сказать: «Извините, вот эта фирма есть?». У нас есть специальный отдел по обслуживанию клиентов – там можно все узнать.
- Но говорят о невыносимых очередях у вас, можно какого-то человека не дождаться? Частник, понятно, приедет оперативно и все свои работы выполнит А какими потом калачами заманивать специалиста из Горгаза?
Валерий Шарапов: Нет такого, потому что я не думаю… Пока таких вот... У нас каждую неделю производится прием граждан – по закону.
- Ага, и очередь с четырех утра?
Валерий Шарапов: Нет, с 10.00 до 12.00 проходят все.
- Сейчас горячая вода, как и газовые колонки, есть не у всех, и, если у человека нет счетчика, то тариф выше – за подогрев воды. Но из-за того, что у нас давно очень нет горячей воды в кранах, то очень многие устанавливают электрические обогреватели. Люди жалуются: зачем им доплачивать за нагрев воды, если они платят за электроэнергию? Можно ли как-то зарегистрировать электронагреватель, подтвердить, что не греешь воду в кастрюльке на плите?
Валерий Шарапов: Официальный путь – получить техусловия в энергетических организациях типа ДТЭК, Днепроэнерго, в их филиалах, и установить – в соответствии с нормами и правилами ПУЭ. Но, к сожалению, этого никто не делает. Сами ставят счетчики. У нас много примеров и жалоб. Включается 2-3 счетчика на одном стояке, электроэнергию «выбивает» вплоть до трансформатора.
- Погодите: с электричеством проблем нет.
Валерий Шарапов: Вы не поняли меня. В домах, многоэтажном жилом фонде не предусмотрена установка водонагревателей. А их очень много типов – от пяти- до 150-литровых.
- Тут вопрос в тарифе за газ.
Валерий Шарапов: По ответу Национальной комиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг, они определяют тоже эту систему… Они ответили и нам, и отвечают абонентам, мол, к сожалению, многообразие этих приборов не позволяет определить, сколько надо нагреть воды в электроприборе сколько на плитке поэтому нормами газопотребления, установленными НКРЭ, не предусмотрено использование электроприборов и норм для подогрева воды на плите.
Один из вариантов… Ребята, если вы установили электроприбор и электросчетчик, ставьте газовый счетчик, и будет все в порядке.
- И только так это будет справедливо. Наверное, даже и неплохо. Хотя, пока все счетчики поставил, сразу все деньги и закончились. Из чего складывается этот тариф и насколько он – справедливый?
Валерий Шарапов: Учитывая многолетний опыт, обычно тариф складывается из добычи, транспортировки по магистральным и распределительным газопроводам внутри города. Тариф, конечно, формируется поставщиком газа. Сейчас рынок широкий. Для бюджетных организаций установлены тендеры открытого типа. Для населения, к сожалению, у нас есть один поставщик в области – «Днепропетровскгазсбыт», который реализует газ отечественного производства от НАК «Нефтегаз Украины». То есть для населения – монополия. Это природный, скажем так, монополист, по постановлению КМУ, газ должен быть собственной добычи, он должен быть дешевле.
Сейчас, выполняя требования Европейского энергетического сообщества, повышают тарифы до рыночных цен. Не буду критиковать и анализировать, хотя считаю это неправильным. Мы должны пользоваться своим газом – для населения, для бюджетных организаций и предприятий топливно-энергетического комплекса. Но якобы газа не хватает.
Так вот, у нас цены сейчас устанавливают даже… НКРЭ не контролирует их. Ранее предельные цены контролировало государство, сейчас они устанавливаются продавцом, реализатором газа, поставщиком, так как мы выполняем одно из требований Мирового банка.
- Но там же не только газ. Там же какие-то ваши услуги, обслуживание сетей. А стоимость самого газа, как продукта, относительно небольшая, сверху там просто всякого разного «прицеплено», потому и дорого. Так ли это?
Валерий Шарапов: К сожалению, это не так, но было бы неплохо. Было бы как-то поровну. Сейчас основная часть уходит за газ. И никак не определятся, чтобы проверить. Мы знаем, что делают анализ политические и экономические обозреватели. Мы можем только увидеть и услышать, что газ сейчас стоит в пределах 1600-2600 грн.
- А где-то на официальном сайте опубликована такая калькуляция – с ценой газа и зарплатами?
Валерий Шарапов: К сожалению, пока – нет. Пытались наши обозреватели на некоторых телеканалах определить, рассказывали – и бывший экс-министр, показывали графики…
- Нет, ну, если на каком-то канале кто-то что-то скажет – это такая себе история. А если на официальном сайте – другое дело.
Валерий Шарапов: Попробуйте в НАК «Нафтогаз Украины» что-то определить. Я, например, не смог. В общем табличка есть: стоимость надбавки два процента. И проверил решение Национальной комиссии…. Там написано: «по данным «Укргаздобыча», «Укртрансгаз», НАК «Нефтегаз Украины», тарифы и цена на газ обоснованы». Всё.
- А с чего там складывается?
Валерий Шарапов: Составляющих никаких больше нет. Есть – сколько тариф. А разбивка себестоимости цены на газ – там этого нет, поэтому определить нам трудно. Это не наш вопрос.
- Тогда – о других составляющих. С мест сообщают, что у нас как бы не газ из трубы поступает, а какая-то удешевленная смесь. Якобы таким образом кто-то экономит. Дескать где-то под Харьковом в эти трубы специально подмешивают более дешевые компоненты, от чего газ и горит хуже, и тепла меньше выделяет, котлы от этого портятся. Показывали даже эксперименты какие-то. Как так? Можно ли в газ что-то подмешать? Делает ли это кто-то? Как проверить, насколько газ хорош, качественный – может быть, в бытовых условиях?
Валерий Шарапов: Началось это с того, что в Днепропетровской области вообще повезло. У нас свое месторождение близко – Шебелинское, в котором добывают газоконденсат. В нем часть тяжелых углеводородов. Это не только чистый метан с теплотворной способностью, как положено по ГОСТу, 7600 кКл при сжигании одного кубометра, но и пропановые и бутановые смеси. Они, даже 0,2 процента, сразу изменяют калорийность. Так вот, пока мы получали свой газ и нам хватало его здесь, его теплотворность была 8600, 8200 кКл.
- То есть калорий в кубе больше.
Валерий Шарапов: Да. Но, если бы мы что-то туда добавляли, кислород, например – от 4 до 12 процентов – взрывоопасность, кастрюли бы летали. Если какой-нибудь другой инертный газ, он – дороже природного газа. Какой смысл?
- А азот какой-нибудь?
Валерий Шарапов: По ГОСТу допускается содержание азота во-о-от такое (показывает пальцами – прим. ред.). Потому что там еще окислы азота оказывают негативное действие на организм человека, почему требуется вентиляция, и так далее.
- Говорят, вы там азот добавляете? Наше дело – проверить слухи.
Валерий Шарапов: Если добавить азота, и – чуть больше, то газ гореть не будет вообще. За качество газа отвечает предприятие-добытчик. Оно поставляет его магистральному газопроводу, там в лабораториях проверяют качество. Мы – контролируем одоризацию газа, но тоже проверяем параллельно. Ни разу за это время теплотворная способность, основной показатель, который влияет – как мы чайник греем, не менялся ниже 8000 ни разу. Поэтому днепропетровцам, привыкшим к 8600 и кажется, что 8000 это плохо. Но мы получаем сейчас газ – почти чистый метан: из России, из-за Полярного круга он идет в Европу, оттуда – сюда. Но – это не наш газ.
Нашего не хватает. Если в хранилище закачиваем наш газ, нам еще везет – мы его и получаем. Это я чувствую, потому что паспорта, которые печатаются каждый день – на нашем сайте можете почитать и проверить. И проверки были. Независимая лаборатория. Любой, даже вы можете, пригласить в нормальную химическую лабораторию со специальными приборами... Отбор газа в любой плите; приходите и проверяете.
Уже проверяли несколько раз, и депутаты тоже. Единственное – придется заплатить. Зато вы удостоверитесь, что у нас газ лучше ГОСТовского намного.
- Отличная новость!
Валерий Шарапов: Но – почему желтый газ, я могу сказать. Скоро будем отмечать 60-летия со дня поставки газа в Днепропетровск и область. Так вот, приборы некоторые газовые, в том числе котлы, стоят – по 20-30 лет. И, к сожалению, когда…
- Нам фото присылали с желтым пламенем на новой плите.
Валерий Шарапов: Сомневаюсь я. Но и новая плита, если предназначена для сжиженного газа, и сопла там, допустим, - будет одно пламя. Если это природный газ и раскрученные сопла, то будет другое пламя. Но для этого есть паспортные данные, и газ должен быть чистым и прозрачным – голубого цвета. Если изменяется где-то что-то, значит, это не в составе газа. Это значит, что где-то что-то либо в трубах, либо в газовых приборах.
Нам показали такое журналисты и поставили пример. Вот, у бабушки счетчик крутится как сумасшедший, она жалуется везде, никто ничего не делает. Показали плиту. У нее там стоит чайник, пламя – выше его охватывает, коптит… Нельзя, чтобы было такое пламя и так горело. Потому что мы знаем еще со школы, что самое больше пламя – невидимая часть – сверху. Так вот его надо так наладить или плитку отремонтировать, чтобы огонь был под чайником, грел воду, а не воздух. И тогда не будет крутиться счетчик.
- Всё бабушка неправильно сделала?
Валерий Шарапов: Это же не монополия, что только газовики должны прийти и проверить прибор.
- Что не так с приборами?
Валерий Шарапов: Сроки эксплуатации 10-15 лет, а они у нас служат 25-30-40 лет. Их надо ремонтировать и будет все в порядке.
- Ага, а потом люди заменили газовую плитку или колонку, вы приходите и говорите: не тот проект, все неправильно.
Валерий Шарапов: Специализированная организация может только делать – по действующим правилам безопасности систем газоснабжения, которые уже сейчас изменились, и еще будут меняться.
- Желтый газ из конфорки – надо менять плиту?
Валерий Шарапов: Во-первых, надо вызвать специалиста газового хозяйства либо кого-то, который, если плита импортная, то фирма, которая обслуживает ее или продавец – обязательно…. Сейчас, если импортное оборудование – то ли котел, то ли колонка – обязательно должен быть договор на обслуживание, потому что таких специалистов может не быть. Идет товар со всего мира, рынок открытый.
Поэтому, как, скажем, я у себя поставил новый прибор, то сразу заключил договор на обслуживание.
- Специалист приедет, покрутит и скажет: «Видишь, газ из желтого стал синим».
Валерий Шарапов: И это – правильно.
- А если пламя большое?
Валерий Шарапов: Надо вызвать специалиста по ремонту этого оборудования.
- Где его взять?
Валерий Шарапов: Кто выпустил плиту – импортного производства или нет – это вы должны знать, а не я. Но, в принципе, в районной службе газового хозяйства вам могут всё подсказать.
- Звонить по названному вами телефону?
Валерий Шарапов: В абонентской книжке есть телефон службы – их пишут слесари. Вызовете, вам подскажут, что делать.
- По какой причине могут отключить газ?
Валерий Шарапов: По трем направлениям. Первое – организационному, если уже существует газифицированное помещение. Есть коммунально-бытовые предприятия, есть население, юридические и физические лица.
- Давайте только о населении, квартирных абонентах.
Валерий Шарапов: Значит, отсутствие задолженности. Если есть счетчик – обязательный допуск к счетчику. Если есть приборы с отводом продуктов сгорания в дымоходы, надо систематически их проверять.
- По этим поводам могут отключать?
Валерий Шарапов: Да. То есть – технические, организационные и эксплуатационные нарушения. Если частный дом, там надо обязательно обслуживать газопровод. Сейчас, по новому кодексу газораспределительных систем, даже составляется договор по зонам ответственности: это – ваше, это – горгаза. Так положено.
- По какому поводу могут прийти бравые парни и сказать: «Все, друг, мы тебе газ отключаем»?
Валерий Шарапов: Задолженность, технические или эксплуатационные нарушения, отсутствие акта на проверку дымовых и вентиляционных каналов, самовольный перенос.
- Если не хватает документов или если ты что-то делаешь не так?
Валерий Шарапов: И – если поменялся домовладелец или условия потребления газа. В таких случаях надо обязательно в течение месяца проинформировать газовое хозяйство, чтобы не было в дальнейшем никаких эксцессов.
- В общем, все-таки достаточно сложно у нас пользоваться газом. Много разных нюансов.
Валерий Шарапов: Вы знаете, есть два-три документа, которые, конечно, надо знать. Но все они прописаны на сайте – можно почитать по любому поводу. Сейчас это очень просто.
- Традиционная «Минута славы» в нашей программе. Ваше обращение к жителям области?
Валерий Шарапов: Если сказать серьезно, я хочу проанализировать, на что больше всего поступает жалоб: на начисления сверх того, что показывает счетчик. По последним правилам и по кодексу газораспределительной системы, надо знать три простых правила. В конце месяца снять показания. До пятого числа их передать – любым способом: Интернет, «Личный кабинет», смс, электронная почта. Везде это тоже есть на сайте. А до десятого – постараться заплатить. Тогда не будет никаких эксцессов.
Второе. Нельзя самовольно переносить газовые приборы. Особенно в большом многоэтажном жилом фонде, потому что это связано с коллективной безопасностью. Некоторые, не подозревая, применят шланги не сертифицированные – от стиральных машин, что-то еще. Дымовые трубы… Все обижаются. Я взял трубу – очень хорошую, но она – алюминиевая. Ее нельзя ставить на отопительные приборы: она прогорает и может принести беду.
И – обязательно надо консультироваться, а не делать так. Мол, газовики нам поставили 2-3 года назад. Да, правильно, но если пришел какой-то специалист и назвался газовиком – ни в коем случае не доверяйте ему ни деньги, ни свою жизнь.
Все вопросы сейчас – в открытом режиме. Мы же – публичное акционерное общество. Буквально все вопросы, на любую тему, можно уточнить на нашем сайте. Сайт простой – 104 набираешь и можешь получить информацию И – по телефону: в области один номер, в городе у нас другой – 78-78-104, с 8.00 до 20.00 работает колл-центр. Там подскажут, примут показания счетчика.
- Спасибо, что пришли к нам!
Валерий Шарапов: Спасибо и вам!