9 августа в медиацентре Информатор адвокат Роман Коган рассказал, что представляет собой закон о режиме paperless, нужно ли будет носить с собой документы для получения госуслуг, какие услуги уже доступны онлайн и насколько безопасно хранить все данные в электронной базе.
Новый закон о переходе на режим paperless должен перевести все государственные услуги в безбумажный, т.е. электронный режим. По словам адвоката Романа Когана, он вступил в силу через 3 месяца после дня его опубликования и подписи президента, что и произошло 6 августа 2021 г.
«В течение этих 3 месяцев Кабмину поручено разработать все необходимые подзаконные нормативно-правовые акты, то есть приказы и постановления для всех учреждений, которые оказывают эти государственные услуги, или негосударственные услуги, если их оказывают органы местного самоуправления (горсоветы, их департаменты и пр.). Также нужно будет выполнить все необходимые работы касательно обновления программного обеспечения и подключения к электронной коммуникации между данными органами».
В первую очередь – это перевести почти все услуги в режим «без бумаг». «Согласно этому режиму, если у государственного органа или органа местного самоуправления уже есть все необходимые данные, чтобы оказать вам услугу (например, место проживания и паспортные данные), то вам нужно будет только подать соответствующее заявление в электронном виде (или в бумажном виде, если вы все-таки пойдете в данный госорган), – комментирует адвокат.
В данном заявлении вы будете указывать только те данные, которые нужны для получения той или иной услуги, а государственный орган будет просто оформлять данное заявление и находить все необходимое данные, которые у него уже есть в реестрах, которые к нему подключены. На основании этого, орган будет оказывать вам ту услугу, которую вы заказываете.
Однако если ваших данных нет в государственных реестрах, то государственное учреждение или орган местного самоуправления попросит вас подать документы в бумажном виде, заверенные надлежащим образом. После этого, если вам еще раз нужна будет такая же услуга, государственное учреждение не имеет права требовать у вас заново эти документы, если они уже были занесены в реестр такого учреждения».
По мнению Романа Когана, через 3 месяца не все услуги будут доступны в таком режиме. «На мой взгляд, к ним можно будет отнести нотариальные услуги. Они все-таки являются субъектами, которые оказывают государственные услуги: получение наследства, регистрация завещания и другое. Кроме этого, с недавнего времени нотариусы являются по совместительству государственными регистраторами. Например, они осуществляют регистрацию недвижимости, юридических лиц и многое другое.
Таким образом, это является более профильным законодательством. Деятельность нотариусов регулируется законом «О нотариате», постановлением Кабинета министра о совершении регистрационных действий и пр. Поэтому, если не будет никаких изменений касательно нотариальных услуг, то они останутся такими, которые без бумажек не будут оказывать услуги».
Министерство цифровой трансформации, которое будет заниматься внедрением режима «без бумаг», уже много чего сделало в плане электронных услуг, например, разработало приложение «Дiя». «Это не только приложение в вашем смартфоне, а также сайт. Активно используется услуга по регистрации физического лица-предпринимателя (ФЛП) и даже регистрации юридических лиц.
«Однако я думаю, что этот режим будет вводиться постепенно. Например, у нас есть ID паспорт с чипом, который, кажется, можно было считывать и получать информацию касательно вашего места проживания, но мы все ходим с документом А4, и этот паспорт еще ни одно учреждение не сканировало, возможно только в частных банках. Тоже самое касается карты плательщика налогов. Хоть в ID паспорте и указан этот код, но все государственные учреждения все равно требуют этот документ на бумажке. Поэтому как оно будет на практике, нужно смотреть, поскольку реформа с ID паспортами не была доведена до конца, – отмечает адвокат.
Тем не менее, я считаю, что ради удобства все же нужно оформить ID паспорт, поскольку сейчас много услуг оказываются через сайт и приложение «Дiя» только для лиц с этими паспортами. Например, уже анонсирована и постепенно запускается услуга электронной смены места регистрации лица. Уже не нужно будет идти в учреждение с заявлением, что вы хотите проживать в другом месте, не нужно вести с тобой собственника квартиры или дома и пр. Все это переходит в приложение «Дiя». К собственнику помещения будет приходить онлайн запрос о том, согласен ли он, что данное лицо будет зарегистрировано по месту его недвижимости».
«Главный принцип режима без бумаг, если у представителя государственных услуг есть все необходимые данные для получения такой услуги, и если у другого органа такая информация есть, то в соответствии с этим законом, все эти органы должны подключиться к электронной коммуникационной системе и обмениваться данными о пользователях. Поэтому если такие данные есть в государственном учреждении, то у вас не имеют права требовать в бумажном виде копии документов.
Если такой информации не было и нет, поскольку, например, реестры недвижимости начали работать с 2006 г., а у нас много кто имеет недвижимость с 90-х годов, то вы нигде не найдете информацию о такой недвижимости в электронном виде. Поэтому такие документы нужно будет принести. Никто не создаст специальную службу для проверки архивов, которая будет оцифровывать все, что там лежит».
По мнению Романа Когана, этот вопрос касается преступности в целом. «Научились взламывать один замок – придумали новый замок, и так далее. Это непрекращающийся процесс. Все ваши бумажные документы можно точно так же поделать, отнести к государственному регистратору, нотариусу, и сделать все, что было нужно, даже без электронной базы данных.
На мой взгляд, электронные данные все-таки полезные и будут более полезными, чем архивные документы, поскольку эта информация быстро доступна для тех, кому она нужна. Поэтому я считаю, что это скорее прогресс, чем опасность. А за безопасностью должно будет следить государство в лице ее правоохранительных органов и цифровой инфраструктуры, которую создает Министерство цифровой трансформации».
Елена Морозова