Как не попасть на крючок мошенников в "черную пятницу": советы YouControl

Читати українською

Согласно исследованию "Kantar Украина", в этом году 57% украинцев планируют покупки на "черную пятницу". К сожалению, война не отменила случаи мошенничества. Эксперты YouControl подготовили советы, на что следует обращать особое внимание, чтобы не попасть на крючок к мошенникам

Читати українською
Как не попасть на крючок мошенников в "черную пятницу": советы YouControl
Эти советы достойны внимания

Согласно исследованию "Kantar Украина", в этом году 57% украинцев планируют покупки на "черную пятницу". К сожалению, война не отменила случаи мошенничества. Эксперты YouControl подготовили советы, на что следует обращать особое внимание, чтобы не попасть на крючок к мошенникам

Согласно с исследованием "Kantar Украина", в этом году 57% украинцев планируют покупки на "черную пятницу". К сожалению, война не отменила случаи мошенничества. Эксперты YouControl подготовили советы, на что следует обращать особое внимание, чтобы не попасть на крючок к мошенникам.

Онлайн-аферы: ложные интернет-магазины и продажа несуществующего товара

Самым распространенным видом мошенничества остается создание фейкового интернет-магазина и продажа несуществующего товара с предоплатой, - говорит эксперт по комплаенсу YouControl, внешний консультант Всемирного банка в сфере анализа данных и кибербезопасности Михаил Кольцов, — характерным признаком таких вебсайтов являются чрезвычайно привлекательные цены, откровенно не соответствующие реальной цене товара. Иногда дизайн такого интернет-магазина имитирует дизайн уже известного бренда.

Эксперт рекомендует совершать покупки на проверенных площадках, так как они могут гарантировать качество товара и безопасность переводов. “Если впервые покупаете в магазине, избегайте подписки. Лучше оплатить после того, как осмотрите товар. О подозрительных онлайн-магазинах лучше сообщать киберполиции. У них на сайте есть специальная форма для обращений», – объясняет М. Кольцов.

Также советует обращать внимание на несколько важных разделов интернет-магазина: "Политика возврата" и "Контакты". Следует проверять данные о предприятии в открытых источниках. Это позволит понять, что вообще из себя представляет магазин. При покупке через онлайн магазин или соцсети не помешает просматривать отзывы о таких площадках и учитывать, чтобы эти отзывы были оставлены людьми, а не ботами. Ботами называют автоматизированные программы, оставляющие обычно одни и те же комментарии под разными постами. Их характерные признаки: нехватка конкретики, активное употребление фраз от первого лица, предпочтение глаголов над существительными.

Идентификация продавца и информация о товаре

Согласно ст. 13 ЗУ "О защите прав потребителей", ст. 7 ЗУ "Об электронной коммерции", продавец товаров в электронной коммерции (это и есть интернет-магазины), в частности, перед заключением договоров на расстоянии, должен предоставить потребителю информацию о:

  • свое полное наименование (если это юридическое лицо) или фамилия, имя, отчество физического лица – если это предприниматель;
  • местонахождение юридического лица или место регистрации и место фактического проживания физического лица-предпринимателя;
  • адрес электронной почты и/или адрес интернет-магазина;
  • идентификационный код/РНОКПП;
  • сведения о лицензии (серия, номер, срок действия и дата выдачи), если хозяйственная деятельность подлежит лицензированию;
  • данные о включении налогов в расчет стоимости товара, работы, услуги и в случае доставки товара – информация о стоимости доставки;
  • другие сведения, которые в соответствии с законодательством подлежат обнародованию (основные характеристики продукции, цену, включая плату за доставку, условия оплаты, гарантийные обязательства, порядок принятия претензии и т.п.).

По словам заместителя директора по правовым вопросам YouControl Даниила Глобы, большинство нарушений связано именно с невозможностью установить личность продавца и его местонахождение. Также риск составляет торговля определенными товарами без лицензии (например, алкогольные изделия, лекарства и т.п.). Помимо высокой вероятности получения покупателем контрафактных товаров, сотрудничество с "безлицензиатом" не исключает возможности обвинения в соучастии в такой противозаконной деятельности. Поскольку за ее осуществление предусмотрена административная (ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях) и уголовная (ст. 202 Уголовного кодекса Украины) ответственность», - говорит эксперт.

Поэтому идентификация продавца, определение его налогового статуса и возможности осуществлять интернет-торговлю определенными товарами или услугами – начальная стадия во избежание возможных рисков. Факт предоставления соответствующей информации должен быть подтвержден в письменном виде или посредством электронного сообщения. Затем эти данные целесообразно дополнительно проверить.

Десять советов, как защититься от мошеннических действий:

  • Избегайте неизвестных или сомнительных продавцов. Если вы не уверены в репутации продавца, лучше воздержитесь от покупки. В открытых источниках проверьте как давно работает интернет-магазин: не создали ли его исключительно под "черную пятницу", не находится ли он в процессе прекращения, нет ли проблем с налоговой. Просматривайте виды деятельности, судебную историю и наличие исполнительных производств, чтобы убедиться, насколько добросовестно продавец выполняет свои обязанности и как регулирует конфликтные ситуации. Кстати, все эти действия по проверке можно осуществить безвозмездно в YouControl с помощью модуля "Экспресс-анализ".

 

  • Проверка касается и ФЛПов. Если покупка дорогая, не лишним будет проверить физическое лицо – представителя, директора или того же ФЛП. Иногда о человеке можно найти много интересного: судебные дела, долги и даже данные, что он находится в розыске.

 

  • Прежде чем совершить покупку, проверяйте цены на других площадках (магазины, официальные сайты, страницы в соцсетях). Предложение, выглядящее слишком хорошо, чтобы быть правдой, может оказаться мошенническим.

 

  • Параллельно соблюдайте осторожность с сообщениями в почте, мессенджерах и соцсетях. Фишинг – распространенный прием мошенников. Обратите внимание на имена аккаунтов и почтовые адреса, от которых получаете уведомление. Не переходите по непроверенным ссылкам, не открывайте вложения и не отвечайте на сообщения, если отправитель неизвестен.

 

  • Внимательно относитесь к своим личным данным. Всегда контролируйте ЧТО, КОМУ И ДЛЯ ЧЕГО сообщаете. Не вводите и не храните свои персональные данные на непроверенных ресурсах, а тем более на тех, которым не доверяете.

 

  • Обратите внимание на наличие защищенного соединения с веб-ресурсом – значок замкнутого замка в адресной строке и/или значок безопасности браузера. Отсутствие защиты может свидетельствовать, что ресурс фейковый.
    Обратите внимание на веб-адреса ресурса, а также адреса страниц с запросами личных и/или платежных данных. Если имеющиеся ошибки, непонятные доменные имена или что-то другое вызывает сомнения, воздержитесь от покупки. Такой ресурс или отдельная страница может быть подделкой.

 

  • Предпочитайте безопасные способы оплаты с использованием надежных платежных систем и приложений.

 

  • Также не забывайте, если вы ожидаете перевода на карту от покупателя, достаточно указать ее номер, а вот другие ее реквизиты и коды подтверждения платежных операций никому сообщать нельзя.

 

  • Дополнительно, всегда следует обращать внимание на настройки безопасности вашей учетной записи и, где это возможно, усиливать защиту двухфакторной аутентификацией.

Если вы все же стали жертвой мошенников — с соответствующим уведомлением необходимо обратиться в полицию, в официальный вебресурс (от имени которого произошло мошенничество), в свой банк и в банк мошенника.

Партнерский материал

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.