Треть украинских авиакомпаний за период 2004-2023 гг. либо прекратила свою деятельность, либо обанкротилась, находится ли в состоянии прекращения. Кто в лидерах на авиарынке, сколько им удалось заработать за последние три года и кого не миновали санкции, — в исследовании YouControl.
Пассажирскими авиаперевозками в Украине, по данным YC.Market, занимаются 362 юрлица. Это 307 компаний и 55 ФЛПов. Треть украинских авиакомпаний за период 2004-2023 гг. либо прекратила свою деятельность, либо обанкротилась, находится ли в состоянии прекращения. Среди почти полсотни фирм, подавших финансовую отчетность за 2022 год, меньше всего заработало ООО "МАЛАГА ЭЙР" - 1,5 тыс. грн. Наибольшую выручку указала "Авіакомпанія Скайап" - почти 3 млрд грн. Кто в лидерах на авиарынке, сколько им удалось заработать за последние три года и кого не миновали санкции - в исследовании YouControl.
"Авіакомпанія Скайап" попала в крупнейшие авиакомпании по выручке 2022 года с показателем в 2 756,8 млн грн. А за третий квартал 2023-го 3 233,8 млн грн. Выручка за 3 квартала 2023-го превзошла выручку за 12 месяцев 2022 года, что свидетельствует о вероятном изменении бизнес-модели и переориентации с украинского на зарубежные рынки. "Авіакомпанія Скайап" основана в 2017 году. В настоящее время она входит в финансово-промышленную группу “Група родини Альба”. Ключевыми лицами этой группы являются Александр и Юрий Альба – совладельцы Join UP! и SkyUp. Среди основателей/участников значатся ООО "ACS-УКРАИНА" и британская компания Глобал Тревел Холдинг ЛТД.
На втором месте находится ЧАО “Авіакомпанія “Українські вертольоти”. Компания заработала 2 709,9 млн грн за 2022-й и2 884,9 млн грн за 9 месяцев 2023г. Компания существует на рынке 21 год. Согласно индексу FinScore в системе YouControl, обладает достаточным уровнем финансовой устойчивости. Экспресс-анализ YouControl показывает, что компания является фигурантом журналистского расследования. В материале "Бигус.инфо" "Аваков отказывается отобрать вертолеты МВД у бизнесменов, чтобы передать их Нацгвардии" за 08.11.2015 г. говорилось, что Министерство внутренних дел не собиралось возвращать вертолеты МВД, находящиеся в аренде ЧАО "Українські вертольоти". Сообщалось, что прокуратура даже инициировала судебный процесс возвращения вертолетов, арендованных компанией "Украинские вертолеты". В статье "Судебного репортера" "Не вернул вертолеты армии: в Кропивницком предпринимателя с подозрением в препятствовании деятельности ВСУ отпустили в зале суда" за 25.06.2022 г., также упоминается о возвращении в Украину воздушных судов. Украинские вертолеты должны были это сделать в течение двух недель от начала введения в Украине военного положения в феврале 2022 года. Журналисты указали, что подлежат возврату восемь вертолетов, а их стоимость оценивается в 360 миллионов гривен.
В тройку крупнейших пассажирских авиаперевозчиков также попала “Авіакомпанія “Міжнародні авіалінії України”. Частное акционерное общество имеет отношение к группе Приват, ключевыми лицами которой являются украинские миллиардеры Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Владельцами "МАУ" являются украинская компания "Кэпител Инвестмент Проджект" и кипрская "Онтобет Промоушинз Лимитед". "Міжнародні авіалінії" основали в 1992 году. Выручка в 2022 году составляла 1 755,9 млн грн, за 3 квартала 2023 года - 5,3 млн грн. Произошло падение в доходах "МАУ" на 99%. Индекс FinScore показывает неудовлетворительный уровень финансовой устойчивости компании и высокую вероятность неблагоприятных последствий. С конца 2023 г. возбуждено дело о банкротстве. Примечательно, что 7 лет назад "МАУ" возглавляло лидерство топ компаний по пассажиропотоку и была первой по уровню доходов. Например, в 2018 году выручка этой авиакомпании составляла 27 млрд грн.
“Авіаційна компанія “Роза вітрів”, попавшая в список крупнейших авиакомпаний по выручке, имеет отношение к группе "Приват". Компания на рынке 20 лет. Основателями являются ООО "Райдел" и кипрский BREGENZER LIMITED. Выручка в 2022 году составила 772,1 млн грн, а по 3 округам в 2023 году —719,5 млн грн.
“Авіакомпанія “Скайлайн Експрес”, попавшая в десятку крупнейших, на рынке 15 лет. В 2022-м ее выручка составила полмиллиарда грн, а в 3 квартале 2023 года 368,9 млн грн. У компании вероятна историческая связь со страной-агрессором в прошлом. Ранее конечным бенефициарным владельцем (контролером) и/или участником контрагента был гражданин российской федерации и/или лицо зарегистрированное на территории Российской Федерации. Речь идет об ООО "ЮТЭЙР-ЛИЗИНГ", страной резидентства которого является российская федерация.
В десятку крупнейших авиакомпаний попало и частное акционерное общество “Авіакомпанія Константа”, которое в 2022 году имело доход в размере 233,7 млн грн, за 3 квартала 2023 года 150,1 млн грн. Тогда как у ООО "Н3ОПЕРЕЙШИНС" в 2022 году выручка составила 263,5 млн грн, а за 9 месяцев 2023 года -483,5 млн грн. Вышеупомянутые компании входят в ФПГ «Константа» и имеют общего подписанта. Уполномоченное лицо с идентичным именем, фамилией и отчеством: Александр Дмитриевич Нефедов, указанный в обеих компаниях. А также имеют общего бенефициара, которым выступает Роман Викторович Милешко.
ООО "Эйркрафт Групп" входит в группу “Смарт-холдинг”, ключевой личностью которой является Вадим Новинский. Господин Новинский - бенефициар этой компании и с декабря 2022 года внесен в санкционный список СНБО.
К финансово-промышленной группе «Группа ДФ» входило ТОВ «ДФ Авиація» Дмитрия Фирташа, являющегося бенефициаром организации и против которого применены украинские ограничительные меры с 24.06.2021 по 23.06.2024 года. Компания приостановила свою деятельность в июле 2019 года.
"Авіакомпанія "Хорс" да "Камус Эйр" попали под санкции СНБО в октябре 2021 года. Украинские ограничительные меры действуют до 29.10.2024. Указанные юрлица также добавлены в санкционный список США (OFAC SDN List) за оказание помощи иранским и иракским авиакомпаниям через предоставление самолетов и услуг (иранской авиакомпании Caspian Air и иракской авиакомпаниям Al-Naser Airlines).
"Авиакомпания "Хорс" на рынке 25 лет. Кроме пассажирских авиаперевозок компания занимается вспомогательной деятельностью в растениеводстве, предоставлением в аренду воздушных транспортных средств, профессионально-техническим образованием. А также указала такие дополнительные виды экономической деятельности как: "Функционирование спортивных сооружений", "Вспомогательное обслуживание авиационного транспорта", "Рекламные агентства" и "Ремонт и техническое обслуживание воздушных и космических летательных аппаратов".
А вот ООО "Камус Эйр", работающее в течение 26 лет, зарегистрировано в Мариуполе Донецкой области. Экспресс-анализ от YouControl информирует, что существует вероятность того, что Роман Валерьевич Антонюк, уполномоченный лицом контрагента, — скрывается/скрывался от правоохранительных органов.
Еще два авиаперевозчика ранее находились под санкциями. Это "Українсько-середземноморські авіалінії" ("УС АВІА”) и "Авіакомпанія "Буковина". За предоставление в лизинг и продажу самолетов иранским авиакомпаниям Mahan Air и Iran Air они были внесены в американский санкционный список, о чем сообщало министерство финансов США. Обе авиакомпании связаны между собой не только санкциями, но и семьей Мерхеж. Бенефициаром "УС АВІА" является бывший ливанский бизнесмен Родриг Элиас Мерхеж. А владельцем "Авиакомпании "Буковина" является Марун Элиас Мерхеж - отец Родрига. В настоящее время относительно "Авиакомпании "Буковина" есть сведения о банкротстве.
Партнерский материал