В современном цифровом мире защита персональных данных является важным аспектом обеспечения конфиденциальности и безопасности граждан. Украина по пути в ЕС тоже должна адаптировать национальное законодательство в сфере защиты персональных данных к стандартам GDPR
В современном цифровом мире защита персональных данных является важным аспектом обеспечения конфиденциальности и безопасности граждан. Украина на пути в ЕС тоже должна адаптировать национальное законодательство в сфере защиты персональных данных к стандартам GDPR. Процесс по продвижению нового законопроекта уже запущен. В конце мая новый закон будет представлен на первое чтение. Однако его формирование произошло в очень непрозрачной форме, с манипуляциями, мифами и непониманием обществом реального значения и угроз от принятия новых правил. Почему законопроект по GDPR в Украине нуждается в существенной доработке, выясняли эксперты YouControl.
Общая эволюция в системе защиты персональных данных вызвана, прежде всего, стремительным ростом объема информации в мире, необходимостью ее хранения, обработки и защиты. Это обусловило принятие в 1981 году Конвенции 108 о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных (позже обновлена как Convention 108+). Дальнейшим шагом в этом направлении стало принятие Директивы 95/46/ЕС. А далее с целью обеспечения защиты прав граждан в сфере обработки их персональных данных и свободного передвижения такой информации между странами эта Директива в 2018 году была заменена Регламентом 2016/679 о защите данных (GDPR).
Итак, GDPR, или Общий регламент защиты данных, - это нормативный акт Европейского Союза, регулирующий обработку личных данных граждан ЕС и являющийся ключевым регулятивным документом в этой сфере.
В свою очередь, в Украине с 2012 года действует закон "О защите персональных данных", который также регулирует обработку личных данных, но с некоторыми отличиями от GDPR. Украинский закон не содержит таких жестких требований по обязательности заранее полученного согласия на обработку личных данных, как GDPR. В Украине также существуют отличия в терминологии и органах, отвечающих за осуществление контроля и надзора за соблюдением правил обработки личных данных. При этом, учитывая, что Украина не находится в юрисдикции Европейского Союза, GDPR может применяться к украинским компаниям в части, касающейся обработки данных граждан ЕС.
В то же время, Украина обязалась адаптировать законодательство ЕС в сфере защиты персональных данных в соответствии со статьей 15 Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, ратифицированной еще в 2014 году. Это предполагает усовершенствование законодательства о защите персональных данных с целью приведения его в соответствие с GDPR. По состоянию на сегодняшний день адаптация продвигается на уровне отдельных законодательных инициатив. И здесь есть важные нюансы.
Разработка законопроекта, который должен приблизить национальное законодательство в сфере защиты персональных данных к стандартам ЕС, началась в Комитете ВР по вопросам цифровой трансформации. Эта инициатива законодателей столкнулась со значительной критикой со стороны бизнес-ассоциаций и общественности. Ведь разработка проекта проходила в непрозрачном формате, без привлечения представителей бизнеса и институтов гражданского общества (кроме приближенных к разработчикам).
Экспертные заключения Комитета по вопросам бюджета и Главного научно-экспертного управления Верховной Рады указали на несоответствие предписаниям Конституции и законодательству Украины и необходимость привлечения больших дополнительных финансовых расходов из госбюджета для их реализации. А заключение антикоррупционной экспертизы Национального агентства по предотвращению коррупции – на наличие коррупциогенных факторов.
Наконец, 16.08.2022 голосование по проекту провалилось. Не голосовали 58 депутатов провластной фракции. Никакого голоса также не предоставили фракции Голос, ЕС и Родина. Примечательно, что наряду с этим свои голоса добавили следующие депутатские группы: "Партія "За майбутнє", "ДОВІРА", а также "Відновлення України" і "Платформа за життя та мир", созданные нардепами запрещенной ОПЗЖ (последняя предоставила 16 из 25 своих голосов).
Однако, несмотря на провал, депутаты не оставили идеи по продвижению сомнительного проекта. Вместо этого они приступили к разработке проекта Закона «О Национальной комиссии по вопросам защиты персональных данных и доступа к публичной информации». от 18.10.2021 № 6177 (предполагается, что контрольно-надзорные функции этого органа будут охватывать также и открытые данные). А затем зарегистрировали обновленный проект Закона «О защите персональных данных» от 25.10.2022 № 8153, который согласно выводам Главного научно-экспертного управления ВР фактически является клоном предыдущего. И что печально, по предварительным данным, летом этого года оба законопроекта должны быть вынесены на голосование.
Риски, связанные с принятием нового законодательства в сфере защиты персональных данных, или почему новый закон требует значительной доработки
Поспешное введение новых правил в современный кризисный период приведет к существенному увеличению расходов бизнеса по его внедрению, в частности – оплаты ответственных лиц по защите персональных данных, запуску новых систем безопасности, ПО и т.д. Также содержит серьезные риски от проверок и штрафных санкций. Это относится ко всей украинской бизнес-среде, как к частному, так и к государственному сектору экономики. Расходы последнего неизбежно отразятся на госбюджете и на налогоплательщиках.
В пояснительной записке в законопроект отмечено, что его принятие требует выделения дополнительных средств государственного бюджета в объеме 224,76 млн грн. Это кажется очень скромным расчетом, поскольку, к примеру, бюджетные расходы 2024 года на финансирование подобного по численности Мининфраструктуры (427 работников) составляют два миллиарда гривен. Поэтому здесь вопрос к корректности расчетов и тому, сколько действительно будет стоить государству содержание нового "органа".
Законопроект по GDPR в Украине нуждается в существенной доработке. Приближение национального законодательства к европейским стандартам не может происходить путем внедрения сверхшироких контрольных и штрафных полномочий Национальной комиссии. Ведь так она превратится в инструменты давления на бизнес и другие сферы деятельности. В условиях строгого бюджетного дефицита миллиардные расходы по созданию и содержанию новой контролирующей структуры целесообразнее направлять на другие приоритеты военного времени.
Невозможность полноценной проверки контрагентов из-за ограничения использования и анализа информации об их участниках, руководителях, КБО и других связанных физических лиц автоматизированными программами отодвинут бизнес, банковский сектор, журналистов-расследователей в каменный век, где им придется делать все "вручную". А использование "серых баз" неприемлемо. Закрытие доступа к общественно важной информации в стиле Российской Федерации отнюдь не приблизит нас к Европе. Международные партнеры пристально наблюдают"Сможет ли Украина победить коррупцию и завоевать возможность не походить на Россию".
Это не означает, что общество не нуждается в защите личной информации — только то, что соответствующие инициативы должны быть пересмотрены с учетом требований закона и на принципах обоснованности, пропорциональности, добросовестности и благоразумия. А также обязательно с учетом прав бизнеса и общественности на участие в процессе принятия таких решений.
Партнерский материал