Омелян о судьбе аэропорта Днепра, лоукостах и поездах

Сергій Некто

В очередной имущественный скандал попал министр инфраструктуры Владимир Омелян. Дорогая машина, отпуск в Турции и аренда дома у родственников – чиновник уже устал оправдываться в сетях и пригласил журналистов в министерство на кофе, чтобы расставить все точки над і. Но нам скандальные интриги не были интересны, и мы расспросили главу ведомства о состоянии инфраструктуры Украины. Дальше — прямая речь министра.

Будут ли летать лоукосты в Днепр?

Это классический пример того, как монополия убивает рынок. Аэропорт Днепр в руках компании группы Коломойского. Вместо того, чтобы открыть возможность полета для всех, они создали комфортные условия для Днеправиа и партнеров. Стоимость билета Днепр-Киев иногда  составляет 9000 гривен, а иногда даже 12000 гривен. Это же ненормально! Это же абсурд! Сейчас идет судебный процесс. Я надеюсь, что аэропорт будет возвращен в коммунальное управление или муниципальное.  Потому что многомиллионный город не может зависеть от того, хочет что-то там какой-то господин или не хочет.

В Украине будет своя лоукост-компания -  100% частная. С нормальным парком, чтобы обеспечить качественные полеты в Европу. Мы надеемся, что юридическое лицо будет зарегистрировано в этом году.  Я бы очень хотел, чтобы это было уже осенью. С одной стороны, у нас есть успешные истории, когда иностранные компании, которые инвестировали в Украину, увеличивают объемы своего дохода. С другой стороны, у нас постоянные проблемы с правоохранительными органами, с судебной системой. Инвесторы не чувствуют себя защищенными. Но я надеюсь, это не повлияет в негативном смысле, и эта компания будет зарегистрирована.  Она критично важна для Украины, чтобы появилась нормальная конкуренция на рынке внутренних авиаперевозок, чтобы отдельные компании были не в силах диктовать свою позицию, а были вынуждены с государством договариваться. Когда есть конкуренция, все заинтересованы в равных правилах игры. Если в этом году компанию зарегистрируют, то уже в следующем самолеты будут летать. Они ориентированы на дешевый сегмент. Это то, что показало свою успешность в странах Европы. Как только внедряется механизм дешевого авиабилета, люди меняют вид транспорта.

По поводу перевозок иностранных лоукостеров. Аэропорт «Львов» уже готов принимать Ryanair. Борисполь ведет переговоры с этой же компанией. Надеюсь, они пройдут успешно и Ryanair будет летать в Украине уже осенью 2018. В этом году это уже нереально.

Мы вели долгие переговоры с Qatar Airways. Также я бы хотел, чтобы в следующем году вышла либо Delta Air Lines, либо другая американская компания по трансатлантическим перелетам. Было бы неплохо иметь Emirates. Они когда-то уже были в Украине, но могут вернуться.

В Украине построят автобаны европейского образца

В госбюджете на 2018 год у нас рекордная сумма на строительство дорог – 44 млрд гривен. Из них 38 млрд – дорожного фонда, 2 млрд на трассу Киев-Харьков-Довжанский и 4 млрд на дорогу Гданськ-Одесса.

 

Мы разработали Закон Украины Про концессию. Я бы очень хотел, чтобы его приняли уже в этом году. Ключевое, что он предусматривает:  у инвестора будет защищенная среда  для инвестиций, возможность иностранного арбитража и механизм  получения прибыли. Мы надеемся, что в этом году у нас получится запустить 2 концессионных проекта: Львов-Краховец, Киев – Белая церковь или Киев-Умань. Если да,  то на протяжении следующего года мы сможем провести  все необходимые процедуры и, в случае успешности, приступить к строительству уже в 2019 году. Это 50-60 км участка дороги в обе стороны. Для Украины и инвестора это тест, чтобы посмотреть, как это все будет работать. Государство никогда не будет вкладывать такие деньги, чтобы сделать дороги Европейского образца. Это будет нормальный правильный автобан, с соответствующими освещением и средствами безопасности. Все концессионные дороги будут платными. Но они будут идти параллельно бесплатным.

С конца года мы хотим запустить сервис онлайн-камер в открытом доступе. Все смогут следить за ходом ремонта дорог: строят или не строят, есть техника или нет, делают по технологии или нет.

«Укрзалізниця» может потерять монополию

Я очень хочу, чтобы в Украину зашли частные операторы. Но без закона про железнодорожный транспорт, который допускает развитие частных операторов грузовых и пассажирских поездов, это не сработает.  Мы можем запустить лишь в экспериментальном варианте. Но снова-таки, это будет ручной режим. Частными поездами захотят владеть большие компании, которые возят свою продукцию «Укрзалізницей». Поэтому для нас нормальный выход - это закон про железнодорожный транспорт. Тогда «Укрзалізниця» станет просто транспортной компанией. Она будет давать лишь услуги по транспортировке. Все остальное: производство локомотивов, вагонов должно быть извне.

К нам давно стучится немецкая компания Deutsche Bahn. Они есть в Польше, Венгрии и готовы зайти на украинский рынок. Это серьезные инвестиции и они заинтересованы управлять современным подвижным составом. А мы сейчас строим «новые» вагоны. Но никто не говорит,  что эти вагоны конструкции 70-ых годов. По европейским рельсам уже идут абсолютно другие, с иными системами и себестоимостью. 

Но мы на евро-пути пока переходить не будем. Лишь в случае, если у нас появится скоростное сообщение с Европой. Тогда смысл будет. Но это касается лишь пассажирских перевозок.

Конечно, в таком случае, тарифы будут расти. Но я борюсь за то, чтобы они увеличивались вместе с качеством услуг на железной дороге.

Также мы хотим наладить производство локомотивов вместе с General Electric. У нас необходимость в сотне единиц.  Наш парк изношен на 90-95%. Но я бы хотел, чтобы мы изготовляли локомотивы не только для Украины, а и их запчасти для всего мира.

Что касается электричек, то мы ведем переговоры с немцами, чтобы получить их списанные составы. Откровенно говоря, они лучше, чем наши действующие или отреставрированные. Поэтому мы заберем все, что они дадут. Так мы хотим стабилизировать рынок пригородных перевозок. Но это уже будет, скорее всего, в следующем году.

Маргарита Хорунжая

No ad for you